Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Поиск Лекций

Целью нормативного регулирования бухучета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, предоставляющей объективную картину финансового положения и результатов хозяйственной деятельности предприятия. Рыночная экономика потребовала разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Все вопросы организации бухучета регламентируются Министерством финансов РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень – Законодательный.

К данному уровню относятся документы, прямо или косвенно регламентирующие организацию и ведение бухучета в организации, а также представление бухгалтерской отчетности в РФ: федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ).

Особое место в этом уровне системы занимают: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Налоговый кодекс РФ.

Второй уровень – Нормативный. Ко второму уровню относятся документы, разработку и принятие которых регламентирует Минфин: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.

Они должны охватить требования, относящиеся к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, условно в разрезе трех групп: общие вопросы раскрытия информации, активы и обязательства организации, финансовые результаты ее деятельности.

Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. Документы данного уровня носят обязательный характер.

Третий уровень – Методический. К третьему уровню относятся указания по ведению бухучета, в том числе в инструкциях, рекомендациях. Разработкой их занимаются отраслевые министерства и ведомства.

К этой группе документов относятся метод рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), метод указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др.

Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Документы данного уровня носят рекомендательный характер.

Четвертый уровень – Организационный. Сюда относят рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

Наряду с документом об учетной политике организации здесь имеется ряд других документов – внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бух учета в системе управления организацией и решения задач ее функционирования.

Важным нормативным документом является Концепция бух учета в рыночной экономике России. В ней сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета до 2010 г. Концепция является основой построения системы бух учета в стране.

В Концепции изложены: цель бух учета (отдельно для внешних и внутренних пользователей); основы организации бух учета; содержание информации, формируемой в бух учете, и требования, предъявляемые к ней; состав информации, предназначенной для внешних пользователей; критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов; оценка активов, обязательств, доходов и расходов.

Содержание и значение Федерального закона «О бухгалтерском учете»

21 ноября 1996г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:

а) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;

б) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

в) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет;

г) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Закон «О бухгалтерском учете» состоит из трех разделов и 19 статей.

В I разделе «Общие положения» дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

В разделе указан также свод законодательных актов РФ о бухгалтерском учете: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Определена сфера действия Федерального закона (он распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ).

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

Во II разделе «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В III разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

В IV разделе «Заключительные положения» определены ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и вступлении в силу закона.

Источник: https://poisk-ru.ru/s59732t1.html

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вариант 5

Вопросы

  1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

От знания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы.

В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от 21.11.

1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить о начале формирования подотрасли права — системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.

Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов. [4].

Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями (Табл. 1).

Таблица 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
I уровень Законодательные акты, Указы Президента, Постановления Правительства РФ
II уровень Национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ)
III уровень Методические рекомендации (указания), инструкции
IV уровень Рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.

К данному уровню системы относится Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета.

Так, например, в части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, которые оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).

К первому уровню системы также относятся Федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», от 26 декабря 1995 г.

№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 августа 2001 г.

№ 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другие федеральные законы, так или иначе затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

К указанному уровню необходимо отнести Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283, в которой:

— была сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО;

— были определены задачи реформы:

сформировать систему стандартов бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;

— были определены основные направления реформы:

совершенствование нормативного правового регулирования;

формирование нормативной базы (стандарты);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

Читайте также:  Расчет авансовых платежей за 3-й квартал 2018

кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Продолжением указанной Программы стала Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ, разработанная по решению Правительства РФ и одобренная приказом Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. № 180. Согласно Концепции бухгалтерский учет в РФ должен развиваться по следующим направлениям:

— повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

— создание инфраструктуры применения МСФО;

— изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

— усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

— существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Следует иметь в виду, что Концепция 2004 г., несмотря на то, что одобрена Приказом Минфина России, нормативным документом не является и определяет только основные направления деятельности официальных органов власти и негосударственных (коммерческих) институтов, работающих в сфере реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

Главным же актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Следует отметить, что закон был принят десять лет назад в совершенно других экономических и правовых условиях. Он освещает преимущественно технические вопросы бухгалтерского учета и уже не отвечает современному уровню экономического развития страны, ее правовой системе.

Отдельные положения Закона противоречат законодательным актам, принятым позднее, законодательно не закреплен статус финансовой отчетности, составленной по МСФО. Наиболее острой проблемой действующего закона является — зависимость главного бухгалтера от руководителя.

Нынешний Закон предусматривает ответственность генерального директора за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Одновременно те же обязанности и та же ответственность в соответствии со ст.7 Закона о бухгалтерском учете возлагаются на главного бухгалтера. [1].

В проекте расширена сфера действия закона. Исходя из содержания статьи 2, следует, что закон будет распространяться не только на организации и их филиалы, но и на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и адвокатов.

Из этого следует, что с принятием нового закона у индивидуальных предпринимателей и адвокатов появиться возможность вести полноценный бухгалтерский учет с применением двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Но это их право, так как согласно п.

2 статьи 2 указанные хозяйствующие субъекты могут вести учет доходов и расходов в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

В ходе подготовки законопроекта отдельные ученые высказывались об исключении из текста закона по возможности понятий и определений. Следует отметить, что статья, содержащая основные понятия, используемые в законе, сохранена и дополнена новыми терминами (международный стандарт, национальный стандарт, отраслевой стандарт, стандарт бухгалтерского учета, экономический субъект и др.).

Если в действующем законе законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из соответствующего Федерального закона, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то в проекте — к законодательству о бухгалтерском учете отнесены только соответствующий закон и другие федеральные законы.

В статье 5 «Регулирование бухгалтерского учета» действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится о том, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

Таким образом, действующий Закон предполагает, прежде всего, систему государственного регулирования бухгалтерского учета в России. Такой подход был характерен для экономики централизованного управления, в которой множество явлений хозяйственной жизни можно было заранее предопределить, а значит и регламентировать.

Рыночная среда – это динамичное явление. Регламентировать централизованно заранее все случаи хозяйственной практики по определению невозможно.

Если придерживаться концепции тотальной регламентации при формировании законодательства, значит, заранее обрекать его на противоречия и несовершенства уже на этапе создания нормативных актов. Поэтому этот недостаток в новом законе будет устранен.

Регулирование бухгалтерского учета в России будет осуществляться органами государственного регулирования бухгалтерского учета (уполномоченным федеральным органом) и органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемыми организациями аудиторов, бухгалтеров). Таким образом, можно сказать повышается роль профессионального сообщества.

Значительные изменения закон готовит в части документального оформления фактов хозяйственной жизни. А именно произойдет отказ от унифицированных и стандартизированных форм первичных учетных документов. В статье 8 законопроекта приводятся обязательные реквизиты, который должен содержать первичный учет документ.

Это – наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни, наименования должностей лиц, ответственных за свершившийся факт, подписи ответственных лиц.

К отношениям, возникающим при составлении консолидированной финансовой отчетности, новый Закон будет применяться постольку, поскольку иное не установлено Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности».

Следует иметь в виду, что в конце 2005 года Государственной Думой принят во втором чтении Закон «О консолидированной финансовой отчетности». С вступлением его в силу консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, будет придан официальный статус.

Кроме того, нормы Закона «О консолидированной финансовой отчетности» будут иметь относительно узкую сферу действия: они будут применяться только теми организациями, которые обязаны составлять и представлять консолидированную бухгалтерскую отчетность (холдинги, финансово-промышленные группы, организации, имеющие дочерние общества, филиалы и представительства).

Считаем, что принятие Закона о бухгалтерском учете в новой редакции позволит, по существу, начать выполнение остальных мероприятий, определенных в Концепции 2004 г.

Второй уровень системы составляют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом в настоящее время выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 20 национальных стандартов. Среди них можно выделить наиболее важные, такие как:

-«Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н. В нем изложены основные принципы бухгалтерского учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

Источник: https://refdb.ru/look/2330083.html

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов и экономического развития РФ разработана четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.

Первый уровень – законодательный. Включает федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, регламентирующие ведение бухгалтерского учета на территории РФ. Документы этого уровня устанавливают единые правовые и методологические основы порядка организации и ведения бухгалтерского учета в России и утверждаются Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Основным документом, регулирующим гражданско-правовые основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Им закреплены следующие основополагающие вопросы учетной работы:

  • наличие самостоятельного баланса в качестве необходимого признака юридического лица;
  • обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета;
  • порядок ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • организационно-правовые формы юридического лица;
  • возникновение, исполнение и прекращение обязательств, ответственность за их нарушение;
  • заключение, исполнение и расторжение договоров и др.

Основным документом, регулирующим вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, а также устанавливающим единые методологические основы учета и отчетности в РФ, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Второй уровень – методологический. Нормативные документы этого уровня отражают методологию бухгалтерского учета в РФ и утверждаются Министерством финансов и экономического развития РФ. Этот уровень включает Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые называются системой национальных бухгалтерских стандартов.

Стандарт – это свод основных правил, которые устанавливают направления учета объектов на длительную перспективу. Система национальных российских бухгалтерских стандартов базируется на общепринятых Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). В РФ в настоящее время разработано и принято 22 ПБУ.

Третий уровень – методический.

Включает методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы, которые разрабатываются и утверждаются Министерством финансов и экономического развития РФ, Центральным банком РФ, Федеральными органами исполнительной власти, Институтом профессиональных бухгалтеров России. Документы этого уровня формируются на основе и в развитие норм первого и второго уровней.

К документам такого уровня относятся:

  • планы счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению;
  • инструкции, методические указания и рекомендации, отражающие организационно-правовую отраслевую специфику деятельности организаций.

Четвертый уровень – организационный. Включает внутренние рабочие документы организации, а также положения по учету соответствующих объектов предприятий и организаций.

Они разрабатываются на основе документов законодательного, методологического, методического уровней и не должны вступать с ними в противоречие. Разработка документов этого уровня входит в компетенцию руководства организации.

Основным документом подобного уровня является учетная политика организации, которая утверждается приказом руководителя.

Источник: http://investobserver.info/normativnoe-regulirovanie-buxgalterskogo-ucheta/

2.3 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтер­ского учета в России имеет четырехуровневую структуру.

Первый уровень составляют законы и иные законода­тельные акты, указы Прези­дента, постановления Правительств регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организациях.

Особое место в этом уровне системы занимает федеральный за­кон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Важным документом данного уровня является Гражданский кодекс РФ.

В нем за­конодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них:

Читайте также:  Налоги на корову и домашний скот: история налога

· наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридиче­ского лица;

· обязательность утверждения годового бухгал­терского отчета;

· обязатель­ные случаи аудиторского заключения;

· понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ;

· порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц, раз­личных организационно-правовых форм.

В Гражданском кодексе РФ изложены принципы составления и положения договоров, заключенных хо­зяйствующими субъектами с клиентами, бан­ками, другими орга­низациями с целью своевременного и качественного выполнения обязательств.

К этой же группе документов можно отнести и Налоговый ко­декс РФ, в котором установлены правила организации налогового учета. В свою очередь принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

В этих документах обобщены принципы и базо­вые правила бухгалтер­ского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдель­ным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без рас­крытия конкрет­ного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Документы вто­рого уровня утверждаются Ми­нистерством финансов РФ (Минфином РФ), на которое возложено мето­дологиче­ское руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране.

Третий уровень нормативного регулирования представ­ляют собой нормативные документы, являющиеся по существу под­законными актами, которые представлены в виде методических ука­заний по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструк­циях, рекомендациях и т.п.

К этой группе документов относятся методи­ческие указа­ния по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, методические указания по инвентаризации имуще­ства и финансовых обязательств, по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.

К ним также можно отнести многочисленные указания Министерства финансов РФ по во­просам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций.

Документы этогоуровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления, которым законодательно предостав­лены соответствующие права (напри­мер, Центральным банком России, Федеральной налоговой службой).

Четвертый уровень составляют приказы, методические указания, инструкции, ко­торые издаются самими хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базо­вые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1 – 3-

го уровней с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организа­ции.

Примером таких нормативных документов являются приказы, касающиеся учетной политики организации, методов оценки и амортизации тех или иных объектов бухгал­терского учета, документов и документооборота и т.д. Особенность документов четвер­того уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1 – 3-го уровня.

Источник: http://libraryno.ru/2-3-sistema-normativnogo-regulirovaniya-buhgalterskogo-ucheta-bush_delo_artemenko_2009/

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Ведение бухучета должно осуществляться на основе определенных правил, принципов и требований, установленных законодательством страны. Подробнее о нормативном регулировании бухгалтерского учета вы можете узнать из данной статьи.

Осуществление регулирования бух. учета позволяет государству устанавливать принципы и требования, которые должны соблюдать все лица, осуществляющие хоз. деятельность (предприниматели и юрлица).

Общее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется правительством страны, разрабатывающим и утверждающим принципы документального оформления различных операций и отображения их в учете.

Конституция РФ сообщает, что бухучет находится в ведении государства. Его методологическим регулированием занимается Минфин и правительство. Регулированием некоторых положений осуществления учета занимаются Банк России, ФСФР и другие органы.

Уровни бухучета с позиции регулирования

Существует четыре уровня бухгалтерского учета с точки зрения значимости нормативно-правовой документации. Рассмотрим подробно каждый из этих уровней.

1-ый уровень

Этот уровень – нормативно-правовой. Он включает в себя регулирование бухучета на основании ФЗ, постановлений правительства и президентских указов. Эти документы определяют единые нормы осуществления бухучета в РФ.

Основным нормативным документом бухгалтерского учета этого уровня является ФЗ №402. Его целью является определение требований, которые предъявляются к ведению учета и формированию отчетов, а также создания механизма для осуществления регулирования учета.

Также, к этому уровню можно отнести ФЗ №208 и другие законы, которые прямым или косвенным образом регулируют ведение бухучета.

2-ой уровень

Он ориентирован на стандартизацию учета совершаемых хоз. операций, а также формирование единых требований по их оформлению. Регулирование этого нормативного уровня бухгалтерского учета исполняется при помощи положений по осуществлению учета, разрабатываемых органами исполнительной власти.

К этому уровню можно отнести следующие документы:

  • План бух. счетов;
  • ПБУ;
  • МСФО;
  • Положение об обороте документов в учете.

3-ий уровень

В этом уровне содержатся рекомендации и указания, которые утверждены министерствами, объединениями бухгалтерских работников и некоторыми органами исполнительной власти. Нормативной базой бухгалтерского учета данного уровня является:

  • Методические рекомендации и указания по ведению учета объектов ОС и МПЗ;
  • Письма Министерства Финансов, несмотря на то, что их нельзя признать нормативными актами, и их применение осуществляется компаниями на добровольной основе. Они могут оказать помощь работнику бухгалтерии в решении практического учетного вопроса.

4-ый уровень

На данном уровне решаются детальные вопросы организационного характера. В документации этого уровня содержатся инструкции по построению учета. Эти инструкции обязательно должны соблюдаться всеми предпринимателя и юрлицами. Документация этого уровня иногда может противоречить рекомендациям из предыдущих уровней, но построены на их основании.

Основным документом является учетная политика фирмы. Она является локальным документом и утверждается управляющим фирмы.

Источник: https://okbuh.ru/buhgalteriya/normativnoe-regulirovanie

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ и нормативная база

Почему учёт стал столь важной частью предпринимательства и какую роль он играет в современном бизнесе? Следует упомянуть тот факт, что ведение бухгалтерии является делом публичным и может предаваться огласке. Для этого все нормативные положения, которые касаются финансового учёта предприятий и организаций, закрепляются на законодательном уровне в РФ.

Законодательное урегулирование бухгалтерской учётности

Именно от прозрачности подаваемых сведений зависит каждое решение предполагаемого бизнес-партнёра. Кто захочет иметь дело с предприятием, у которого бухгалтерия не имеет порядка и систематизации, не отвечает современным стандартам бухгалтерского учёта?

Почему перед РФ стоит такая важная задача – произвести реформу в сфере бухгалтерского учёта? Это очень просто объясняется.

Наша страна только-только начинает переходить на реальную рынковую экономику, но даже имея такие колоссальные человеческие и материальные ресурсы, нам бывает сложно конкурировать с экономиками других стран, у которых совершенно другой подход к бизнесу и, в частности, к бухгалтерии.

Нормативные уровни регулировочной документации

Для того чтобы помочь экономике РФ занять должное место среди других стран, наше правительство ещё с середины 90-х годов учредило начало реформирования сферы бухгалтерского учёта. Это делается с расчётом на переход к международным стандартам финансовой отчётности, от которых наши уровни пока что отстают.

Разумеется, это дело не одного дня и даже не года, но все шаги, которые были сделаны в этом направлении, говорят о готовности к плотному международному предпринимательскому и финансовому сотрудничеству, без которого в современном мире сложно представить себе процветающую страну.

Что же было сделано до сегодняшнего дня? Какие типы законодательных актов были приняты и что ими предусмотрено – мы рассмотрим в нашей публикации.

Первый уровень в системе регулирования

Нормативное регулирование бухгалтерского учёта совершается таким образом.

Если разделять систему по регулированию бухгалтерского учёта, то в первую очередь нужно выделить акты, принимающиеся на самом высоком уровне – самим президентом РФ и правительством, которые как никто заинтересованы в модернизации учёта в нашей стране и их уровне. От этого напрямую зависит наша финансовая мощь и потенциал.

Самый главный был принят ещё в 2011 году и с тех пор к нему постоянно принимаются поправки или дополнения, которые качественно улучшают правовое содержание данного документа, делая его более актуальным для бухгалтерии РФ.

Законодательная база

Федеральный закон РФ о бухгалтерском учёте является той необходимой вехой, на которой строится вся система учёта страны. Он обеспечивает не только необходимую законодательную базу для эффективного ведения финансового учёта разной степени значимости в нашей стране, но и помогает решать споры, которые могут возникать.

В нём подробно описаны и рассмотрены чёткие определения бухгалтерской учётности, как она должна вестись, в каких рамках закона ей позволено быть, а также прописаны основные требования к документации, отчётности. Также им непосредственно регулируется сама система бухгалтерского учёта как процесса.

Какими документами представлен второй уровень?

Что касается официальной актовой документации РФ, касающейся бухгалтерского учёта, то следующий её уровень состоит из системы нормативных положений по бух. учёту. Что же это значит?

Эту часть документов называют нормативной, потому что именно в ней прописаны основные нормы функционирования бухгалтерии как таковой. В них содержится очень важная информация следующего содержания:

  • правила ведения непосредственно бухгалтерского учёта;
  • правила подачи бухгалтерской информации по различным объектам бухгалтерского учёта;
  • подаётся обязательный перечень необходимой информации, которая должна быть показана в бухгалтерской отчётности;
  • закреплённые международные стандарты бухгалтерского учёта.

Можно сказать, что документы этого уровня призваны более доступным способом разъяснять правовое основание федерального закона о бух. учёте в РФ, который принят на наивысшем уровне и не всегда может быть понятен новичкам в сфере бухгалтерии.

Основное правило бух. учёта

Следует заметить, что основным правилом бухгалтерского учёта, которым пользуются как начинающие бухгалтеры, так и Министерство финансов, является правило № 4/99, которое помогает совершать следующие функции:

  1. Определение типичных для всех предприятий форм бухгалтерской отчётности;
  2. Подача подробной инструкции о порядке произведения бухгалтерского учёта;
  3. Особенности проведения бух. учёта в случае ликвидации предприятия, его реорганизации или реструктуризации;
  4. Правила проведения сводной финансовой отчётности предприятий;
  5. Свод основных правил проведения учёта для особого вида предприятий – страховых организаций и фирм, негосударственных организаций, для участников финансового рынка и торговли ценными бумагами;
  6. Описание очерёдности публикации отчётов.
Читайте также:  Представительские расходы при налоге на прибыль: как оформить

Третий уровень системы регулирования

Какие же документы принадлежат к этой категории? В первую очередь это методические разработки исполнительных органов власти РФ, которые являются уполномоченными в этой сфере. Их заданием является подготовка и законодательная реализация рекомендаций и инструкций по ведению бухгалтерской отчётности.

Они могут быть разработаны непосредственно профильными министерствами, которые занимаются реформированием системы бухгалтерского учёта РФ. В их разработке также могут принимать участие федеральные органы власти.

Этот законодательный процесс имеет большую важность для творения системного законодательства по регулированию бухгалтерского учёта.

Непосредственно все разработки идут на подкрепление и усовершенствование законодательных актов первого и второго уровней, о которых мы упоминали ранее.

Их непосредственное значение состоит в том, что они определяют нормы и правила бух. учёта для различных отраслей экономики. При этом учитываются особенности как непосредственно типа предприятия, которое подлежит бухгалтерской учётности, так и особенностям отрасли экономики, в какой оно представлено.

Документальная база

Какие же документы можно перечислить для иллюстрации их непосредственного значения? Вот некоторые из них:

  • планы по реализации бухгалтерского учёта финансово-хозяйственных операций для различных видов предприятий или организаций;
  • стандартные формы для проведения бухгалтерской отчётности предприятий;
  • разработанные методические рекомендации по процессу инвентаризации хозяйственного имущества предприятия.

Документы четвёртого уровня регулирования

Документация, принадлежащая к этой категории, не настолько значительна в масштабе своего действия, но от этого она не становится менее важной для общей системы бухгалтерского учёта РФ. Она являет собой непосредственно рабочие документы организаций, которые занимаются бухгалтерским учётом.

В них прописаны основные рабочие положения и правила работы с бухгалтерской учётностью и проведением отчётности любым из способов, которые на данное время предлагает Министерство финансов РФ.

Важно знать!

Вся основа этой документации, начиная с содержания, полученного статуса, взаимодополнения с другими учетными документами, до порядка подготовки утверждается лично руководителем конкретной организации. Разумеется, им следует действовать не наобум, а придерживаться в рамках своей деятельности и принятия решений, касающихся бухгалтерского учёта, основных законодательных актов РФ и федеральных законов.

Концепция бухгалтерского учета РФ

Если сделать небольшую историческую ремарку, то с начала 90-х годов, то есть с провозглашения Россией независимости государственное влияние на сферу бухгалтерского учёта постепенно уменьшается. Это объясняется переформатированием внутреннего рынка РФ с плановой, то есть руководимой государством, экономики, на рыночную.

Это как раз и поспособствовало быстрому развитию частного предпринимательства, которое в силу своей деятельности обязано производить бухгалтерский учёт.
В связи с этим уже в 1997 году была принята Концепция бухгалтерского учёта РФ, которая максимально ускорила реформирование системы бухгалтерского учёта.

Именно принятие этого решения позволило уже через год составить масштабную программу по реформированию бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности.

Такое сотрудничество позволило РФ в рекордные сроки сделать огромный рывок в этой сфере и сделать финансово-учётную деятельность для предприятий более простой и слаженной.

Учётная политика в бухгалтерской сфере

Следует принимать ко вниманию тот факт, что в силу обстоятельств и огромного вида организаций и предприятий, невозможно полностью регламентировать форму и содержание документа бух. учётности.

Поэтому в правиле бухгалтерского учёта под названием «Учётная политика организации» предусмотрено, что руководство каждого предприятия или организации имеет право самостоятельно выбирать тип документа, по которому будет совершаться бухгалтерская отчётность.

Раз и навсегда

Разумеется, типы документов на рассмотрение предоставляет государство. Но принятая однажды руководством учётная политика должна быть закреплена документально и проводиться постоянно и последовательно, смена формата документов отчётности после этого недопустима.

Они могут для этого завести штат сотрудников для проведения бухгалтерской отчётности или вести её сами – это не имеет значения. Важна только её правильность, законность и своевременность.

Государство предпочитает, чтобы действующие отечественные предприятия совершали процесс бухгалтерской учётности по стандарту, определённому в начале своей работы. Если же возникла срочная необходимость в её смене, здесь спасением могут стать только те основания, которые заранее были предусмотрены законодательством. Других вариантов для решения данной ситуации не существует.

Регулирование бухгалтерии

Бухгалтерия – это та часть работы любого предприятия, без правильной постановки которой невозможно себе его представить. От грамотности проведённого учёта зависят многие факторы, такие как доверительные отношения с реальными и потенциальными партнёрами, отсутствие материальных убытков в компании и т. д.

От кого же зависит в большей степени успех предприятия – от непосредственного руководителя или от главного бухгалтера? На этот вопрос очень сложно дать однозначный ответ. Можно сказать, лишь одно – должность бухгалтера, особенно главного, престижна и высокооплачиваема, но требует большой концентрации и понимания сути своей профессии.

Законодательная база

Все правовые отношения, касающиеся бухгалтерии, хозяйственного учёта, соблюдения норм законодательства, регулирующего бухгалтерский учёт, довольствуются установленными нормами как трудового законодательства нашей страны, так и отдельных положений административного. Именно в этом состоит сложность работы в бухгалтерской сфере – нужно всегда быть в курсе новостей законодательного процесса, так как они непосредственно влияют на осуществление бухгалтерского учёта.

Должность главного бухгалтера на любом типе предприятия играет очень важную роль. Апеллировать к его решению может исключительно сам руководитель с условием принятия на себя ответственности за решение определённого вопроса. Бухгалтер должен быть законодательно обознанным, чтобы каждое своё действие или отказ о выполнения указаний, грамотно и профессионально мотивировать.

Требования к бухгалтерскому отчёту

Нельзя не отметить тот факт, что государство отлично контролирует бухгалтерскую учётность на различных предприятиях.

Это совершается не только путём изучения поданных данных от организаций, но и строгим процессом внедрения новых правовых норм в его деятельность.

Те требования, которые необходимо выполнять в точности указанной в законодательных актах, охраняются федеральным законом.

Именно его положения полностью отражают как государственную политику в сфере контроля и реформирования бухгалтерского учёта, так и основные принципы его совершения на предприятиях.

Общая цель

Главная цель, которая достигается при внедрении этой нормы в жизнь – это единство и целостность системы бухгалтерского учёта в стране. Это позволяет не только в точности сопоставлять данные, поданные предприятиями, но и сравнить их с другими показателями.

Работа бухгалтера состоит в учёте, отражении и обработке всех возможных составляющих предприятия и перевод их в денежный эквивалент.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчётности является одним из основных критериев государственного влияния и контроля над совершением учёта в стране.

Подобная оценка имущества и активов позволяет реально в каждый период его существования адекватно оценить стоимость организации или фирмы, изучить её потенциал и будущие возможности, подсчитать вероятную прибыль или убытки.

Документы для бухгалтерской учётности

Современная бухгалтерия при подборе пакета документов, необходимых им в рабочем процессе, в первую очередь, руководствуется нормами существующего законодательства. Нормативная база бухгалтерского учёта содержит краткую опись всех составляющих процесса учётности.

Для этого необязательно иметь под руками их чёткие образцы. Достаточно периодически ознакомляться с их перечнем и необходимым содержанием для точного составления аналогов на своём рабочем месте. Наше законодательство полностью помогает в этом как начинающим бухгалтерам, так и профессионалам своего дела.

Все их характеристики, размещённые в законе, соответствуют современному ведению бухгалтерии и актуальны как для отечественных предприятий, так и для зарубежного сотрудничества. Эти документы также бывают разного предназначения. Они могут быть как иллюстрация хозяйственной деятельности предприятия, оправдывать уместность и правомерность заключения каждой сделки или операции.

Они должны регистрироваться бухгалтерией конкретного предприятия с обязательным обозначением его реквизитов в документе.

Способы регулирования бухгалтерии

Согласно установленным юридическим нормам, нормативное регулирование бухгалтерского учета может влиять на процесс следующими способами:

  • при помощи обязывания выполнять установленные задания – создавать и свободно предоставлять документы по бухгалтерскому учёту;
  • возможность позволения организациям, которые проводят учёт, иногда проводить расчётные операции аналогичным, более подходящим им образом;
  • запрещение на проведение и использование в бухгалтерской деятельности определённых методов.

Каждый из них может быть использован поодиночке при регулировании бухгалтерии отдельно взятого предприятия. Здесь всё зависит от того. какой из типов регулирования был выбран. Именно от его основных положений зависят последующие возникающие противоречия при проведении учётности.

Очень часто компании как раз на этих противоречиях и строят основную учётную политику, исходя из того, какая деятельность разрешена согласно их основным положениям.

Но стоит помнить, что эти противоречия в обращении с документацией возникают только тогда, когда основным принципом регулирования бухгалтерии предприятия является дозволение, а не запрет или произвольный выбор проведения бухгалтерского учёта.

Пробелы в регулировании бухгалтерского учёта

При проведении учётности возникают такие ситуации, когда не хватает правового урегулирования некоторых моментов. Что же делать в такой ситуации? Согласно поправке к законодательству, в таком случае необходимо самому руководству организации коллективно выбрать тот способ, согласно которому наилучше будет урегулирована данная ситуация.

Вышеуказанные противоречия могут возникнуть не только при работе с документами одного правового уровня, о которых мы уже рассказывали, но и между документацией разных уровней. В таких случаях их нужно решать, прибегая к использованию юридической помощи, которая поможет оптимально решить конкретный спор.

Также организация может самостоятельно принять участие в процессе создании и утверждения недостающей нормы для бухгалтерского учёта.

Каким образом создаётся эта поправка? Для начала ищут схожие поправки законов любого уровня, которые бы могли бы помочь урегулировать ситуацию.

В том случае, если их не было обнаружено, возможно разработать их самому и с помощью арбитражного суда разрешить для использования на предприятии.

Источник: https://letip.ru/vedenie-ip/bukhgalterskaya-otchetnost/normativnoe-regulirovanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector