Расходы на благоустройство территории — порядок учета

Благоустройство территории: бухгалтерский учет и налогообложение

Расходы на благоустройство территории - порядок учета

В российском законодательстве конкретное понятие «благоустройство территорий» отсутствует, однако это не отменяет того факта, что благоустройство территорий или объект внешнего благоустройства играют большую роль в формировании имиджа организации.

Следовательно, необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей бухгалтерского и налогового законодательства. Итак, под расходами на благоустройство следует понимать расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.

Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации.

Рассмотрим, в каких случаях организация вправе учесть при налогообложении расходы на благоустройство территории, как то: асфальтирование, бетонирование, укладку брусчатки, ремонт площадок, тротуаров, создание и ремонт осветительной сети, посадку деревьев и кустарников, их обрезку, посев газонов. Понятия «благоустройство территории» или «объект внешнего благоустройства» на уровне нормативных актов, как уже сказано выше, четко не определены. На практике сюда относятся: устройство дорожек и тротуаров, автостоянок (асфальтирование, укладка плитки, бетонирование и т.п.), установка скамеек, декоративных ограждений и освещения, информационных конструкций, оборудование детских площадок и зон отдыха, устройство малых архитектурных форм (беседки, навесы, вазоны, фонтаны, скульптура и т.п.), ландшафтный дизайн и др.

Между тем для организации, благоустраивающей свою территорию, назначение таких работ может быть не только эстетическим, но и функциональным.

Кроме того, в ряде случаев проведение работ по благоустройству территории прямо предусмотрено требованиями законодательства, и за уклонение от их выполнения предусмотрена ответственность, в частности, по ст. 6.3 КоАП РФ.

Учитывая разнообразие вариантов работ по благоустройству и причин, вызвавших данные работы, постараемся их систематизировать для облегчения труда и задач, решаемых бухгалтером.

С учетом процесса сближения российского бухгалтерского учета с МСФО при квалификации затрат организации в целях их отражения в учете и отчетности все большее значение приобретают критерии признания активов и расходов, в частности способность приносить экономические выгоды.

В настоящее время и понятие «актив» действующими нормативными актами не определено, хотя используется во многих действующих ПБУ. Единственный «официальный» (но не нормативный) документ, где раскрыто данное понятие, — это Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Согласно п. 7.2 Концепции активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

При этом материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не называются существенными критериями отнесения к активам.

Актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности (п. 8.3 Концепции).

Если же осуществленные затраты не принесут будущих экономических выгод или когда будущие экономические выгоды не отвечают критерию признания актива в бухгалтерском балансе, то они признаются расходом отчетного периода (п. 8.6.3 Концепции).

Применительно к затратам на благоустройство территории организации предстоит определить, могут ли созданные объекты благоустройства принести в будущем экономические выгоды. Если да — то в учете подлежит признанию актив, конкретный вид которого определяется исходя из положений применимого в данной конкретной ситуации ПБУ (например, ПБУ 6/01, ПБУ 5/01 и т.д.). Если нет — то в учете признаются расходы, классификация которых на расходы по обычным видам деятельности или прочие осуществляется исходя из норм ПБУ 10/99.

На практике могут возникнуть сложности с квалификацией затрат. Решение в таких ситуациях следует принимать самостоятельно исходя из профессионального суждения.

Рассмотрим конкретные виды затрат на благоустройство.

Обустройство площадки для стоянки автотранспортных средств, асфальтирование территории, примыкающей, например, к складскому или производственному помещению и использующейся для погрузо-разгрузочных работ, не вызывает сомнений в возможности принести организации экономические выгоды, так как она непосредственно используется в процессе производства (продажи). Поскольку срок использования такой облагороженной территории, как правило, превышает один год, то затраты на ее обустройство соответствуют критериям признания актива в качестве объекта основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Срок полезного использования для целей бухгалтерского учета устанавливается организацией самостоятельно, при этом можно ориентироваться на технические характеристики покрытия.

Для организаций сферы обслуживания (торговля, общепит, иной сервис) автомобильные стоянки для клиентов, безусловно, способствуют притоку доходов в организацию, поэтому такие объекты могут уверенно приниматься на учет в качестве объекта основных средств.

Что касается стоянок для служебного транспорта, то здесь связь с доходами скорее косвенная и проявляется она, например, в создании более комфортных условий для сотрудников, отсутствии среди них беспокойства за сохранность своего автотранспорта, что косвенно влияет на производительность труда и доходы организации. Если такая стоянка выполняет и представительские функции, способствуя созданию профессионального имиджа компании, то оценить степень ее влияния сложно, поэтому и расходы по ее обустройству следует признать текущими.

Высказывалось мнение, согласно которому обустройство площадок, например, с насыпным покрытием не формирует объекта основных средств, независимо от назначения и использования, так как такая площадка не является имуществом, а представляет собой уже понесенные расходы.

Однако, не вдаваясь в юридические тонкости вопроса, в данном случае стоит напомнить, что в Классификации основных средств по амортизационным группам упомянуты не только площадки производственные с покрытиями (с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные), но и площадки производственные без покрытий.

Переходим к ограждениям.

Различные заборы и иные ограждения могут играть как функциональную (охрана), так и эстетическую роль. В зависимости от этого определяется и порядок учета затрат на их сооружение. Принцип аналогичен рассмотренному выше.

Что касается зеленых насаждений, то в ряде случаев насаждение деревьев и кустарников, обустройство газонов предусмотрены нормами законодательства. Например, сюда относится требование об обустройстве санитарно-защитных полос вокруг вредных или опасных производств.

Для организаций сферы обслуживания такие работы способствуют привлечению клиентов (созданию соответствующей обстановки, настроения посетителей) и, кроме того, часто носят имиджевый характер, выделяя данную организацию среди конкурентов.

В таких случаях можно вести речь о возникновении актива, так как осуществление затрат является необходимым условием для ведения организацией своей деятельности, соответственно, данные объекты непосредственно участвуют в хозяйственной деятельности и способствуют получению доходов.

При посадке зеленых насаждений исключительно с эстетической целью (например, вокруг офисного здания) рекомендуется признавать затраченные на эти цели средства как текущие расходы, независимо от «сроков жизни» посадок.

Устройство зон отдыха, декоративного оформления (беседки, фонтаны, декоративные ограждения и т.п.).

С экономической точки зрения такие затраты могут оправдать себя только для организаций сферы обслуживания, например при обустройстве летних кафе. Для данной категории затрат целесообразно наличие плана благоустройства, бизнес-плана, в котором декоративному оформлению территории отведено важное место.

При наличии соответствующего экономического обоснования и длительном предполагаемом сроке использования в хозяйственной деятельности организации понесенные затраты на облагораживание территории могут быть признаны вложениями во внеоборотные активы и учтены в качестве объектов основных средств.

В остальных случаях речь будет идти о текущих расходах организации, каких именно — по обычным видам деятельности или прочих, — также зависит от конкретной ситуации.

Например, обустройство мест для курения сотрудников и посетителей может быть признано расходами, непосредственно связанными с основной деятельностью организации, т.е. расходами по обычным видам деятельности.

Различные «излишества» (фонтанчики, декоративная иллюминация и т.п.), если они не несут концептуального смысла, целесообразнее отнести к прочим расходам.

Следует различать расходы по созданию объектов внешнего благоустройства от расходов по поддержанию их в рабочем состоянии, т.е. ремонта, затраты на который в любом случае будут признаваться текущими, например восстановление покрытия стоянок, дорожек, погибших зеленых насаждений, внешнего вида ограждений и т.п.

Источник: http://www.mosbuhuslugi.ru/material/blagoustroystvo-territorii-buhgalterskiy-uchet-nalogi

Учет расходов на благоустройство территории

Понятие «благоустройство территории» появилось в действующем законодательстве сравнительно недавно. Согласно п. 1 ст.

 2 Федерального закона N 131-ФЗ под благоустройством территории поселения (городского округа) принято понимать комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Утверждение правил благоустройства территории относится к вопросам местного значения. В частности, на муниципальном уровне устанавливаются (пп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ):

  • требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений;
  • перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
  • порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
  • порядок организации благоустройства территории (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Читайте также:  Страховые взносы кфх в 2018. порядок расчета страховых взносов кфх

В свою очередь, разработка правил благоустройства территорий осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613 (далее — Методические рекомендации), в которых закреплено более обобщенное определение благоустройства территорий.

Так, согласно п. 1.5 этих рекомендаций благоустройство территории представляет собой комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.

При этом элементами благоустройства территории являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.

К основным видам работ по благоустройству территории относятся:

— уборка территории от грязи, мусора, снега и льда, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега;

— ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);

— содержание элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры;

— озеленение территории;

— возведение различных видов ограждений, установка скамеек, фонарей уличного освещения.

Работы по благоустройству территорий могут выполняться как непосредственно самим учреждением, так и путем привлечения на договорных условиях подрядных организаций либо физических лиц.

Порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории будет зависеть от вида выполняемых работ. Рассмотрим некоторые их них, которые связаны с благоустройством прилегающей территории казенного учреждения (не являющегося специально созданным для осуществления функций по благоустройству территорий).

Уборка территории, вывоз мусора, отходов и их утилизация. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.

2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по оплате работ, связанных с содержанием объекта благоустройства, учитываемого на балансе учреждения, следует отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Следовательно, расходы в рамках заключенных договоров, предметом которых являются уборка территории учреждения от грязи, мусора, снега и пр., а также вывоз мусора, отходов и их последующая утилизация, необходимо относить на указанную подстатью.

Обратите внимание! Расходы на утилизацию будут относиться на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ только в случае заключения договора на предоставление услуг по вывозу и утилизации мусора, отходов.

При этом действия по утилизации (размещению, захоронению) согласно условиям договора должны производиться исполнителем.

Если же утилизация не связана с содержанием объекта благоустройства, то расходы учитываются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Пример 1

Казенное учреждение заключило с физическим лицом (1962 года рождения) договор гражданско-правового характера на уборку территории учреждения от мусора. Сумма вознаграждения по договору в размере 8 000 руб. выдана из кассы учреждения. Вычеты по НДФЛ физическому лицу не предоставляются.

В бюджетном учете на основании Инструкции N 162н

 необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислено вознаграждение за оказанные физическим лицом услуги 1 401 20 225 1 302 25 730 8 000
Начислены страховые взносы:
— на обязательное медицинское страхование в ФФОМС 8 000 руб. х 5,1% 1 401 20 225 1 303 07 730 408
— на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии 8 000 руб. x 22% 1 401 20 225 1 303 10 730 1 760
Удержан НДФЛ с суммы начисленного вознаграждения 8 000 руб. х 13% 1 302 25 830 1 303 01 730 1 040
Перечислен НДФЛ, удержанный с суммы вознаграждения 1 303 01 830 1 304 05 225 1 040
Перечислены страховые взносы:
— на обязательное медицинское страхование в ФФОМС 1 303 07 830 1 304 05 225 408
— на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии 1 303 10 830 1 304 05 225 1 760
Выдана из кассы учреждения сумма вознаграждения (8 000 — 1040) руб. 1 302 25 830 1 201 34 610 6 960

Асфальтирование прилегающей территории, укладка тротуарной плитки (брусчатки). Порядок отражения в учете расходов на выполнение указанных работ будет зависеть от вида проводимых работ.

Если при их выполнении образовался отдельный объект (к примеру, пешеходная дорожка), то его исходя из критериев, установленных п. 38, 39, 41, 45 Инструкции N 157н, необходимо учитывать как основное средство.

В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ к группировке объектов основных фондов по подразделам. По мнению автора, такому объекту может быть присвоен код ОКОФ 12 0001090 «Прочие сооружения, не включенные в другие группировки».

Объект основных средств следует принять к бюджетному учету по сформированной первоначальной стоимости с отражением расходов по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Пример 2

Казенное учреждение заключило договор с подрядной организацией, предметом которого является проведение работ по укладке брусчатки на прилегающей территории. Стоимость работ составила 80 000 руб. По окончании работ образовался объект основных средств — пешеходная дорожка.

Бухгалтерские записи согласно Инструкции N 162 будут следующими:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражены капитальные вложения в объект основных средств — пешеходную дорожку 1 106 11 310 1 302 31 730 80 000
Принят объект к учету в составе основных средств 1 101 13 310 1 106 11 310 80 000
Погашена задолженность перед подрядной организацией за выполненные работы 1 302 31 830 1 304 05 310 80 000

В случае если объект уже создан и работы по асфальтированию прилегающей территории, укладке тротуарной плитки (брусчатки) производятся в целях восстановления его эксплуатационных характеристик, расходы, связанные с проведением таких работ, следует относить на подстатью 225 «Расходы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Пример 3

Подрядная организация в рамках заключенного договора с казенным учреждением проводит работы по замене асфальтового покрытия пешеходной дорожки, которая числится на балансе учреждения. Стоимость работ составила 25 000 руб.

В бюджетном учете на основании Инструкции N 162н необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражены расходы по выполненным работам, связанным с заменой асфальтового покрытия пешеходной дорожки 1 401 20 225 1 302 25 730 25 000
Погашена задолженность перед подрядной организацией за выполненные работы 1 302 25 830 1 304 05 225 25 000

Озеленение территории. Озеленение является элементом благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающим формирование среды с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории учреждения (п. 2.2.1 Методических рекомендаций).

Озеленение территории — это комплекс работ, связанных с:

  • посадкой деревьев, кустарников, цветов и т.д.;
  • созданием травянистых газонов, клумб;
  • уходом за многолетними зелеными насаждениями.

В соответствии с ОКОФ (18 0000000) многолетние насаждения следует учитывать в составе основных средств. К ним, в частности, относятся:

  • плодово-ягодные насаждения всех видов (деревья и кустарники);
  • декоративные озеленительные насаждения;
  • искусственные насаждения научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей.

Согласно п. 43 Инструкции N 157н капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Это означает, что саженцы многолетних насаждений не учитываются в составе основных средств. Для того чтобы принять их к учету в качестве объектов основных средств, они должны достигнуть эксплуатационного возраста (периода плодоношения).

Таким образом, саженцы многолетних насаждений первоначально учитываются в составе материальных запасов на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», а затем при достижении ими эксплуатационного возраста переводятся в состав основных средств и учитываются на счете 1 101 38 000 «Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с Указаниями N 65н расходы учреждения на приобретение саженцев многолетних насаждений, а также на приобретение другого посадочного материала (семян, сеянцев, рассады, черенков и др.) следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Расходы, связанные с работами:

  • по посадке деревьев, кустарников, цветов и т.д., созданию травянистых газонов, клумб, относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги»;
  • по уходу за многолетними зелеными насаждениями, — на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».
Читайте также:  Образец уведомления об уступке права требования

Пример 4

Казенное учреждение приобрело у поставщика саженцы многолетних хвойных растений для последующей посадки их на своей территории. Стоимость одного саженца составила 700 руб., всего приобретено 10 шт. Для посадки саженцев привлечена сторонняя организация, стоимость работ по договору составила 2 500 руб.

Указанные операции отразятся в учете казенного учреждения на основании Инструкции N 162н следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Приняты к учету саженцы в составе материальных запасов 1 105 36 340 1 302 34 730 7 000
Погашена задолженность перед поставщиком саженцев 1 302 34 830 1 304 05 340 7 000
Произведены работы по посадке саженцев (отражены капитальные вложения в многолетние насаждения) 1 106 31 310 1 302 26 730 2 500
Погашена задолженность перед сторонней организацией за выполненные работы по посадке саженцев 1 302 26 830 1 304 05 226 2 500
Списаны саженцы после их высадки (отражены капитальные вложения в многолетние насаждения) 1 106 31 310 1 105 36 440 7 000
Приняты многолетние насаждения в состав основных средств при достижении ими эксплуатационного возраста(7 000 + 2 500) руб. 1 101 38 310 1 106 31 310 9 500

Пример 5

Казенное учреждение заключило договор со сторонней организацией, предметом которого является проведение работ по уходу за многолетними насаждениями (обрезка кроны, побелка, подкормка и др.). Договором предусмотрен аванс в размере 30%. Стоимость работ составила 10 000 руб.

В бюджетном учете на основании Инструкции N 162н необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс сторонней организации10 000 руб. х 30% 1 206 25 560 1 304 05 225 3 000
Отражены расходы по выполненным работам 1 401 20 225 1 302 25 730 10 000
Зачтен ранее перечисленный аванс 1 302 25 830 1 206 25 660 3 000
Погашена задолженность перед сторонней организацией за выполненные работы(10 000 — 3 000) руб. 1 302 25 830 1 304 05 225 7 000

Источник: http://love-credit.ru/content/uchet-rashodov-na-blagoustroystvo-territorii

Учет расходов на благоустройство территории

25 мая 2010

Источник: www.vkursedela.ru № 10, май 2010
Автор: Бондаренко Ольга Анатольевна, член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов России

Яблоко раздора

Термин «объект внешнего благоустройства» в налоговом законодательстве не определен, что является одной из причин постоянных конфликтов между налогоплательщиками и контролирующими органами.

Как правило, чиновники, в отличие от налогоплательщиков, полагают, что создание и содержание объектов внешнего благоустройства не связано непосредственно с производственной деятельностью организации, а объекты предназначены для создания комфортных условий и эстетически обустроенного окружающего пространства.1 В связи с чем контролеры приходят к выводу, что все расходы на создание и содержание объектов необходимо осуществлять за счет средств организации.

Так, в ряде писем Министерство финансов России неоднократно высказывалось о невозможности начисления амортизации в отношении таких объектов, как газоны, клумбы, деревья и кустарники, лестницы, декоративные фонтаны, скульптуры, внешнее электрическое освещение, тротуары, пешеходные дорожки, подъездные пути, асфальтированные участки вокруг предприятий, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта и пр. Причем независимо от источника финансирования процесса их создания и содержания2.

И финансовое ведомство, и арбитражные судьи3 свою точку зрения основывают на том, что объекты внешнего благоустройства не поименованы в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ)4, не отвечают критериям основных средств5 и, как следствие, являются самостоятельными видами амортизируемого имущества, но не подлежат амортизации.

И все-таки расход возможен!

В некоторых случаях контролирующие органы соглашаются с тем, что амортизация объектов внешнего благоустройства либо включение расходов на их создание в первоначальную стоимость других ОС допустимы.

Учитывая специфику деятельности организации (например, пансионата, дома отдыха, санатория и т. д.

), контролирующие органы принимают произведенные затраты в составе прочих расходов6 либо считают возможным амортизировать объекты внешнего благоустройства, если они, конечно, соответствуют критериям основного средства и используются непосредственно для создания нормальных условий для отдыхающих. При этом понесенные расходы должны отвечать требованиям статьи 252 НК РФ.

Минфин7 и суды8 вынуждены безоговорочно принять сторону налогоплательщика в ситуации, когда объекты внешнего благоустройства создаются в силу требований законодательства и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности.

Отдельным блоком стояла проблема учета для целей налогообложения санитарно-защитных и охранных зон9. Эти зоны создаются в экологических целях вокруг объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду10. Требования к санитарно-защитным зонам и условиям их создания изложены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Они распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений11.

В предпроектной и проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства по организации и благоустройству санитарно-защитных зон12.

Расходы производственных организаций на создание санитарно-защитных зон соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам.

Их можно отнести к расходам, связанным с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию, то есть включить в первоначальную стоимость объекта ОС и списывать через амортизацию13.

А те, которые нельзя отнести к конкретному объекту ОС, следует учитывать в составе материальных расходов14.

Много споров было в отношении возведения всевозможных ограждений.

Тем не менее забор нельзя отнести к объектам внешнего благоустройства, не подлежащим амортизации15, так как это сооружение изначально обеспечивает безопасность имущества организации.

Кстати, забор поименован в ОКОФ, в подразделе «Сооружения» (коды 12 4540000, 12 3697000). А расходы на обеспечение безопасности имущества организации можно учитывать для целей налогообложения.

Нет уже споров и вокруг автостоянок, построенных для посетителей организации16. Автостоянка относится к объектам внешнего благоустройства, которые, в свою очередь, являются основными средствами как бухгалтерском, так и в налоговом учете17.

Зона риска

В иных случаях, как показывает практика, свою позицию налогоплательщикам все чаще приходится отстаивать в суде.

Одним из основных аргументов судов18 в пользу налогоплательщиков в части правомерности амортизации объектов внешнего благоустройства является то, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ запрещено амортизировать лишь объекты лесного и дорожного хозяйства, сооруженные с привлечением бюджетного (целевого) финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты. Иных ограничений по амортизации объектов внешнего благоустройства налоговое законодательство не содержит.

То, что для целей налогообложения расходы по озеленению офисных территорий и прилегающих зон бесконфликтно учесть не получится

Источник: http://www.oviont.ru/ru/useful/arts/3128/

Благоустройство территории: какие расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль

Челябинским компаниям придется позаботиться о состоянии территории, прилегающей к их офисным, производственным или торговым зданиям – так считает руководство областного центра. Иными словами, организации должны самостоятельно создавать объекты внешнего благоустройства: клумбы, газоны, автостоянки, ограждения и пр.

При этом правомерность уменьшения налогооблагаемого дохода на расходы, связанные с созданием таких объектов, вызывает множество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Рассмотрим несколько ситуаций, при которых могут быть созданы объекты внешнего благоустройства территории, и проанализируем правомерность отражения затрат на такое благоустройство в налоговом учете.

Понятие объектов внешнего благоустройства

В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «благоустройство территории», поэтому на практике налогоплательщики и налоговые органы руководствуются его общепринятым значением, приведенным в разъяснениях Министерства финансов РФ. Так, в письме Минфина РФ от 4 декабря 2008 г.

№ 03-03-06/4/94 под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются затраты, не связанные с коммерческой деятельностью организации и направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.

Они не относятся непосредственно к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и могут включать в себя следующие затраты:

  • на устройство дорожек, скамеек, газонов, посадку деревьев и кустарников;
  • на возведение ограждения земельного участка;
  • на устройство площадок для стоянки автомобилей;
  • на установку фонарей уличного освещения и т.п.

В настоящее время нет однозначной позиции по учету расходов, направленных на создание объектов внешнего благоустройства. Порядок их учета зависит от ситуации, при которой создается объект. Рассмотрим отдельные ситуации более подробно.

Ситуация № 1. Обязанность создавать объекты внешнего благоустройства предусмотрена в нормативных актах     

Иногда создание объектов внешнего благоустройства является обязательным в силу нормативно-правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В данном случае, по мнению чиновников, затраты, понесенные организацией, являются экономически обоснованными и учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль (письмо Минфина РФ от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362). Аналогичная позиция высказана в постановлении ФАС Московского округа от 26 января 2009 г.

Читайте также:  Страховые взносы с учебного отпуска: налоги и взносы, оформление

№ КА-А40/13294-08 по делу № А40-3912/08-129-16. В указанном постановлении суд исходил из того, что требования о проведении благоустройства и озеленения территории предусмотрены в нормативных актах и необходимы для сдачи в эксплуатацию объектов недвижимости и регистрации прав собственности на них.

Такой же позиции придерживаются и другие арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29, ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. № КА-А40/2263-08).

Таким образом, если расходы по благоустройству произведены организацией в соответствии с требованиями законодательства, то они учитываются в целях исчисления налога на прибыль организации.

Ситуация № 2. Создание объектов на территории санаториев, оздоровительных центров, отелей, домов отдыха, парков развлечений     

Для данных организаций особенно важно наличие на их территории большого количества фитозон и объектов внешнего благоустройства, таких как декоративные бассейны, фонтаны, дорожки, клумбы, беседки и пр. Очевидно, что устройство таких объектов напрямую связано с деятельностью организаций. Чем привлекательнее территория, тем больше шансов для компании увеличить количество клиентов и оказать им качественные услуги.Сотрудники финансового ведомства считают, что затраты на благоустройство территории для санаториев, оздоровительных центров, отелей, домов отдыха, парков развлечений и т.д. самым непосредственным образом связаны с получением дохода и могут учитываться при исчислении налога на прибыль (письма Минфина РФ от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443, от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94).Отметим, что суды придерживаются аналогичной позиции. Так, в постановлениях ФАС Московского округа от 4 апреля 2006 г. № КА-А40/2276-06-2, ФАС Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3 суды пришли к выводу, что осуществленные организациями затраты на благоустройство соответствуют установленным п.1 ст.252 НК РФ условиям и правомерно отнесены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.Соответственно, в данном случае отражение в налоговом учете расходов на создание объектов внешнего благоустройства также является правомерным.

Ситуация № 3. Создание объектов внешнего благоустройства не обусловлено законодательными актами и напрямую не связано с получением прибыли

Такая ситуация вызывает на практике наибольшее количество споров. По мнению Минфина РФ, если затраты напрямую не связаны с деятельностью, направленной на получение прибыли, то онине уменьшают налогооблагаемую прибыль, поскольку не соответствуют требованиям ст.252 НК РФ (см., например, письмо от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745). Однако арбитражные суды придерживаются иной точки зрения. В постановлении ФАС Московского округа от 16 января 2008 г. № КА-А41/14082-07 по делу № А41-К2-5321/07 отражено, что объекты внешнего благоустройства способствуют извлечению доходов. Следовательно, учет расходов на создание объектов внешнего благоустройства при исчислении налогооблагаемой прибыли обоснован. В постановлении ФАС МО от 11 декабря 2008 г. № КА-А40/11445-08 арбитры указали, что создание объектов внешнего благоустройства формирует положительный имидж организации и влечет увеличение спроса на реализуемую продукцию.

ПРИМЕР
На окраине города инвестор профинансировал строительство крупного торгового центра. Здание расположено в нескольких десятках метров от оживленной автомагистрали.

Однако помня, что расходы на асфальтирование, ограждение и освещение стоянки для автомобилей и укладку брусчатки возле входа в магазин нельзя включить в налоговые расходы, инвестор отказался от выполнения этих работ.

Торговый центр введен в эксплуатацию, ассортимент товаров разнообразен и соответствует требованиям потребителей, но размер получаемых доходов невелик по понятным причинам.

Ведь немногие потенциальные покупатели готовы оставлять свои автомобили на пустыре и передвигаться пешком по неухоженной дорожке. А если добавить к этому дождь или темное время суток, то никакие самый современный дизайн, широчайший ассортимент и низкие цены не смогут привлечь покупателей в этот гипермаркет.

Полагаем, в рассматриваемой ситуации можно говорить о том, что расходы на благоустройство территории связаны с деятельностью, направленной на получение доходов, и экономически обоснованны.Заметим, что арбитражные судьи, в отличие от налоговиков, при вынесении решения исходят из конкретных обстоятельств и учитывают специфику деятельности предприятия.

Анализ имеющейся на сегодня арбитражной практики позволяет утверждать, что при осуществлении расходов, направленных на получение доходов и связанных с коммерческой деятельностью организации (как в рассмотренном нами примере с торговым центром), у налогоплательщика есть шанс отстоять свою правоту в суде.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!       
Если организация произвела затраты на устройство декоративного ограждения, то с большой долей вероятности можно утверждать, что и налоговики, и судьи не разрешат учесть такие расходы при исчислении налога на прибыль (см. Постановление ФАС ВВО от 15 марта 2006 г. № А29-1822/2005а).

Необходимо также указать, что при отсутствии нормативно установленных критериев экономической оправданности расходов налогоплательщик не ограничен в выборе средств и методов их обоснования.

Главный признак расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль,– их связь с деятельностью, направленной на получение дохода.

Поэтому в качестве обоснования может служить, например, справка об увеличении доходов организации, подтвержденная данными соответствующей налоговой или бухгалтерской отчетности (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 ноября 2005 г. № А74-1116/05-Ф02-5492/05-С1).

Влияние источников финансирования на порядок учета расходов, направленных на создание объектов внешнего благоустройства  

Помимо рассмотренных факторов, при решении вопроса о правомерности учета расходов на  создание объектов внешнего благоустройства следует проанализировать еще один – источник финансирования.Напомним, что согласно пп.4 п.2 ст.

256 НК РФ установлен запрет на амортизацию таких видов имущества, как объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты.

Как видим, норма сформулирована не вполне удачно, в связи с чем могут возникнуть следующие вопросы:  — какие объекты следует считать аналогичными? — является ли бюджетное (целевое) финансирование критерием для применения этой нормы?По мнению контролирующих органов, буквальное прочтение данных положений позволяет сделать вывод о том, что объекты внешнего благоустройства амортизировать нельзя независимо от источников финансирования (см. письма Минфина от 12 августа 2008 г. № 03-03-06/1/461, от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94, от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745).  

У арбитров по данному вопросу другое мнение. Согласно пп.4 п.2 ст.256 НК РФ, объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации только в том случае, если они сооружены с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования.

Следовательно, объекты, созданные за счет иных средств (например, собственных ресурсов организации), амортизировать можно (см. постановления ФАС Поволжского округа от 28 августа 2008 г. № А65-20868/07, ФАС Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3, ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2008 г.

№ А56-4910/20070, ФАС Московского округа от 23 июля 2008 г. № КА-А40/6654-08).

По нашему мнению, позицию Минфина РФ нельзя назвать логичной и обоснованной. Формулировка пп.4 п.2 ст.256 НК РФ расплывчата и допускает двойное толкование.

Не вполне понятно, к каким объектам относится условие о бюджетном финансировании – только к объектам дорожного хозяйства или же оно распространяется и на иные объекты.В данном случае налогоплательщик может руководствоваться нормой п.7 ст.

3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Кроме того, при исчислении налога на прибыль организация вправе учитывать любые расходы, осуществляемые ею в рамках деятельности, направленной на получение дохода (за исключением расходов, перечисленных в ст.270 НК РФ), при условии, что они экономически обоснованны и документально подтверждены (п.1 ст.252 п.49 ст.264 НК РФ).

Вывод  

Все изложенное выше позволяет сделать следующий вывод: расходы на асфальтирование, бетонирование, ремонт дорог, площадок, тротуаров, создание и ремонт осветительной сети, посадку деревьев и кустарников, посев газонов могут учитываться при налогообложении прибыли только в случае их экономического обоснования и при наличии подтверждающих документов.В большинстве случаев экономическое обоснование расходов по благоустройству следует искать в нормативных актах, предписаниях местных органов власти либо в условиях заключенных договоров, например, договорах аренды земельного участка. Если обязанность по созданию объектов внешнего благоустройства в перечисленных документах не предусмотрена, то аргументы, подтверждающие обоснованность расходов, следует искать в решениях арбитражных судов, вынесенных в пользу налогоплательщиков.

Другие материалы по теме : налоговые споры

Оксана Дурова,старший консультант отдела бухгалтерского

и налогового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит»,

для журнала «Практикум бухгалтера Челябинской области»

Челябинск , январь 2011 г.

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

Источник: http://www.ural-audit.ru/press_center/publikacii-specialistov_/bukhgalterskij-uchet-nalogi_/blagoustrojstvo-territorii-kakie-raskhody-mozhno-u/

Ссылка на основную публикацию