Плательщики водного налога. когда водный налог не уплачивается

Кто платит водный налог (налогоплательщики) — организации, физические лица в России

Плательщики водного налога. Когда водный налог не уплачивается

Налоги платятся не только за недвижимость и транспортное средство, но и за использование водного объекта в различных целях.

Кто относится к категории плательщиков такого налога? Какие нюансы стоит знать, чтобы своевременно и правильно оплатить исчисленные суммы?

Основные моменты ↑

Что означает понятие «Налогоплательщики водного налога», каков порядок его начисления и особенности уплаты в государственный бюджет?

За что именно вносится оплата, какие водоемы и какие виды деятельности населения и организаций облагаются налогом?

Под водным налогом понимают плату за использование водных ресурсов, что находится на территории государства. Уплата производится в федеральный бюджет.

До появления такого налога все граждане РФ должны были осуществлять перечисление средств, как плату за воду. Нововведения в нормативных актах вступили в силу с 2005 года.

Плательщики водного налога – это лица, которые проживают на территории РФ, и пользуются водными объектами в порядке, что строго регламентирован нормативными актами.

За что платить

Оплата налога за водопользование осуществляется, если предприятие или гражданское лицо, зарегистрированное в качестве ИП, пользуется водоемами в таких целях:

  • для питья и бытовых потребностей населения;
  • для сельскохозяйственных нужд;
  • для использования в производственном процессе, в том числе и выработке электроэнергии;
  • для осуществления лесосплава;
  • чтобы добывать полезные ископаемые, торф, сапропель с днища;
  • для проведения строительных работ (кроме создания защитного сооружения от негативного влияния вод; для того, чтобы улучшить качество воды).
  • для иных целей государства и общественности.

Налог перечисляют в казну за использование:

  • рек;
  • моря;
  • ручья;
  • болота;
  • канала;
  • подземных источников;
  • озера и т. д.

Нормативная база

Регламентирован порядок, сроки уплаты и исчисления сумм налога за водопользование гл. 25.2 НК. В этом законе отменено лицензирование поверхностными объектами.

Права на использование водоемов налогоплательщик получает при составлении договора или решений о возможном использовании ресурсов.

В документе говорится о ежегодной индексации ставок по водному налогу, что были действительны в предыдущем году. Применено повышающий коэффициент 1,15.

В будущем будут действовать следующие коэффициенты:

С 2018 г. 1,32
В 2018 г. 1,52
В 2018 г. 1,75
В 2019 г. 2,01
В 2020 г. 2,31
В 2021 — 2025 гг. 2,66, 3,06, 3,52, 4,05, 4,65

Ставка водного налога в 2018 г. – 81 руб./тыс. м3. Плательщики обязаны отчитываться в орган по месторасположению водного объекта за каждый налоговый период (квартал).

Налоговые ставки установлены законодательством по каждому водному объекту в отдельности, с учетом месторасположения, экономического р-на и вида использования вод.

Если превышено норму потребления, сумма налога будет исчислена по ставке, что больше обычной в 5 раз. При отсутствии квартального лимита, уплатить нужно будет ¼ от суммы годовой нормы.

Исчисления сумм, что подлежат перечислению в государственную казну, плательщик проводит сам. Размер налога – это произведение налоговой базы, ставки налога. Общая сумма рассчитывается путем сложения показателей.

Для личного пользования водным объектом предоставляется полная свобода. Не относятся к водным объектам, что облагаются налогом:

  1. Забор вод из подземного источника, что содержит полезные ископаемые, ресурсы для лечения, а также термальных вод.
  2. Осуществление забора вод организациями-борцами с пожарами, или компаниями-ликвидаторами стихийного бедствия, аварии.
  3. Осуществление забора вод для таких видов попуска, как санитарный, экологический и судоходный.
  4. Забор морских и речных вод судном, чтобы обеспечить работу оборудования.
  5. Забор вод, использование акваторий водоемов предприятиями, основная деятельность которых – ловля рыбы, или ООО по производству водного биологического ресурса.
  6. Пользование акваторией водного ресурса для плавания на судне, маломерном средстве.
  7. Пользование акваторией для стоянок или размещения водного транспортного средства, коммуникации, здания, оборудования, а также для осуществления деятельности на воде и т. д.
  8. Акватория водоема, что используется с целью проведения мониторингов водного ресурса и другого ресурса, в том числе и для ведения такой деятельности, как поисково-съемочная, гидрографическая, геодезическая.
  9. Акватория водоема для расположения и проведения строительных работ для воднотранспортной отрасли, водопроводной, канализационной.
  10. Акватория вод, что используются плательщиками для организации отдыха людей с ограниченными возможностями, а также ветеранов и детей.
  11. Пользование водоемами при дноуглубительных и остальных видах деятельности, что связана с использованием судоходного водного пути или гидротехнического сооружения.
  12. Пользование водным ресурсом для потребностей обороны государства и его безопасности.
  13. Осуществление забора воды для полива сельскохозяйственных угодий, садового, дачного и огороднического участка, для водопоя животных.
  14. Осуществление забора шахтно-рудничной и коллекторно-дренажной воды из подземного источника.
  15. Пользование акваторией водоема рыбаками или охотниками.

Кто является плательщиком водного налога ↑

Кто обязан платить водный налог, а кто освобождается от такого обязательства – такую информацию просто необходимо знать любому гражданину и предприятию.

Выполнение своего долга по уплате налога государству позволит избежать штрафов за нарушения законодательства.

Общие правила

Платить налог не нужно лицам, которые используют водный объект на основании договора о пользовании водоемом, что заключался, и после того, как вступил в силу Водный кодекс.

В данном документе предусмотрено 2 основания использования водного объекта и решения о возможности использовать ресурс. В таком случае будет взиматься с плательщика плата за воду, а не налог.

Компании, которые обеспечивают жителей региона водой для собственных бытовых нужд, и имеют соответствующе договора, обязаны получать с населения плату за водоснабжение, — не будут перечислять водный налог.

Физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве ИП, или не ведет деятельность, что связана с пользованием водным ресурсом, а также не имеющее лицензии, не считается плательщиком водного налога.

Для того чтобы определить объем забранной воды, представителем налогового органа может быть потребован дополнительный список документации для проведения проверки расчета суммы.

Плательщиками признаются граждане и предприятия, срок действия лицензии которых истек, но новый договор не заключен, а лицо и далее пользуется водным объектом.

Оплачивать налог не нужно будет, когда заключено и зарегистрировано договора об использовании воды, что предусматривает плату (неналоговую).

Собственник или арендатор?

Часто возникает вопрос о том, кто должен платить налог – собственник или арендатор земельного участка, на котором расположен водный объект, что облагается налогом на водопользование.

Видео: водный налог

Если владелец надела не использует водоем, он не получает права на освобождение от уплаты налоговой суммы. Любое начисление в государственный орган проводится собственником в порядке, оговоренном законодательными актами.

В том случае, если уведомления об оплате налога получает лицо, арендующее территорию, нужно будет подать в налоговый орган выписку из органа юстиции о том, кто является владельцем участка.

Контроль со стороны государства ↑

Уполномоченные лица следят за уплатой или взиманием налога. Такая деятельность органов позволяет предупредить и выявить правонарушения, привлечь к ответственности лица-плательщика, что нарушило закон.

Объект налогового контроля – движение денег в публичных денежных фондах, в том числе и трудовой, материальный и другой ресурс.

Предмет проверок – налоговая декларация и ведение бухгалтерского учета и т. д. (в соответствии с законодательством).

Представитель структур, который проводит проверку, не имеет права разглашать информацию о плательщике налога. Формы контроля установлены в пункте 1 статьи 31 НК.

Уполномоченное лицо имеет право:

  1. Потребовать пакет документации (те формы, что регламентированы нормативными актами), что является основанием для расчета и перечисления в казну, и подтверждает факт правильного исчисления и своевременное перечисление сумм.
  2. Изъять документы при проверках, если они являются доказательством нарушения, или есть основания полагать, что документы плательщик может уничтожить, изменить и т. п.
  3. Вызвать с помощью письменного обращения плательщика в налоговую структуру для пояснения уплаты или в других ситуациях, если это предусмотрено законодательством.
  4. Осмотреть водный объект, что используется плательщиком для получения прибыли.
  5. Привлечь для осуществления контроля специалиста, эксперта, переводчика.
  6. Вызвать лицо, которое является свидетелем определенных обстоятельств, важных для проведения проверок.

Проверка может быть выездного и камерального плана.

Мнение, что плательщиками признаются только предприятия, является не правильным.

Стоит помнить, что и физическое лицо, и индивидуальный предприниматель должен исчислять и уплачивать сумму налога, если их деятельность связана с водными объектами.

Источник: http://buhonline24.ru/nalogi/vodnyj/kto-platit-vodnyj-nalog.html

Водный налог: кто, когда и сколько?, Комментарий, разъяснение, статья от 01 мая 2016 года

D=»P0000″ CLASS=»formattext topleveltext»>Российский бухгалтер, N 5, 2016 год Ольга Гаврилова,

эксперт журнала

     Водный налог регламентируется главой 25.2 Налогового кодекса РФ, которая была введена Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 83-ФЗ. В данной статье попробуем разобраться, кто и когда должен уплачивать водный налог, по какой ставке он исчисляется, какую отчетность должны предоставлять плательщики водного налога и т.д.      

Кто является плательщики водного налога?

     
     В соответствии со ст.333.8 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.      

     Таким образом, пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон N 2395-1) и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

     

     Согласно ст.

11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

     

     Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами.

Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

           Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.            Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.            Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.      

Читайте также:  Учет субаренды: проводки, земельного участка, недвижимого имущества

     Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать (ст.12 Закона N 2395-1):

     

     1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
     

     2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
     

     3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;
     

     4) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
     

     5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
     

     6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
     

     7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
     

     8) сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со ст.27 Закона N 2395-1 в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
     

     9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.

Стоит отметить, что с 1 июля 2016 года данный пункт будет излагаться следующим образом: условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
     

     10) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
     

     11) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

           Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями.

           В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.            Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.            Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.      

     Таким образом, если организация на основании соответствующих разрешительных документов, выданных в установленном порядке, в том числе до 1 января 2015 года, осуществляет водопользование, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация признается плательщиком водного налога.

     

     При отсутствии у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация также признается плательщиком водного налога. Об этом сказано в письме ФНС России от 9 апреля 2015 года N ГД-4-3/5980@.

     

     При этом согласно статьям 7.3 и 7.

6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет привлечение к административной ответственности.

     

     Согласно пункту 2 статьи 333.8 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

     

     Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 года N 165 утверждены Правила подготовки и заключения договоров водопользования (далее — Правила).

           Таким образом, не возникает необходимости налогообложения водным налогом в том случае, если водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее — водный объект), предоставляются в пользование для:            а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;            б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;            в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.      

     Кроме того, водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

           Указанные водопользователи вправе заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений.      

     Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами.

           Таким образом, если организация-водопользователь осуществляет пользование поверхностными водными объектами на основании лицензии и срок действия лицензии на настоящий момент не истек, организация будет являться плательщиком водного налога и обязана представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке.      

     По окончании срока действия лицензии правоотношения по водопользованию водными объектами регулируются Водным кодексом Российской Федерации.

     

     После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом Российской Федерации, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямой нормы, установленной в пункте 2 статьи 333.8 Налогового кодекса РФ, и с него будет взиматься неналоговая плата за пользование водными объектами. На это указывает письмо ФНС России от 24 сентября 2012 года N ЕД-4-3/15909@.

           Зачастую возникает вопрос, нужно ли уплачивать водный налог, если лицензия на водопользование находится в стадии оформления, то есть еще не получена? В случае осуществления на основании разрешения водопользования (пользования подземными водными объектами) до получения лицензии лицо признается налогоплательщиком водного налога.      

     Данный вывод сделан на основании следующих норм: в силу п.1 ст.333.8 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.333.9 Налогового кодекса РФ.

     

     В силу ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

     

     На основании ст.

11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

     

     П.3 ст.10.1 Закона N 2395-1

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420364581

Сроки, ставки и порядок уплаты водного налога

Водный налог введен на территории России не так давно: в 2005 году Госдума решила дополнить Налоговый кодекс еще одной главой, намереваясь таким образом увеличить поступления в бюджет за счет повышения фискальной нагрузки на бизнес. В этой статье будут рассмотрены плательщики водного налога, а также его база, ставка и расчетный период.

Кто является плательщиками водного налога

Кто не должен платить водный налог

Как определить базу для начисления водного налога по НК РФ

Что является налоговым периодом для водного налога по Налоговому кодексу

Ставки для водного налога в 2016 году

Как рассчитывается водный налог в 2016 году

Важно не путать с водным налогом

Кто является плательщиками водного налога

Определить, кто является плательщиком налога, на сегодняшний день не так-то просто в связи с периодическими изменениями и хитросплетениями Налогового и Водного кодексов. Начнем с того, что с 2005 года для получения некоторых видов «водной» деятельности налоговое законодательство требовало получать лицензию и платить водный налог.

Однако уже с 2007 года Водный кодекс отменил лицензирование и разрешил вести бизнес на основании договоров и решений органов власти, заменив налоговые платежи арендными.

Таким образом, видим нелегкую для восприятия картину: если предприниматель получил лицензию до 2007 года, то он признавался налогоплательщиком, но только на срок действия лицензии. Вместо продления лицензии нужно было заключить новый договор пользования водой и платить уже неналоговые платежи.

Если же предприниматель решил начать деятельность после 2007 года, то плательщиком водного налога он уже не признается, так как с этого года получать лицензию не требовалось.

Это еще не все. Существует вид деятельности, который облагается водным налогом в любом случае, даже при отсутствии лицензии после 2007 года. Это деятельность по забору водных ресурсов подземным способом (закон «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1).

Итак, обязательства по водному налогу имеют лица (организации, ИП, обычные граждане), получившие лицензию до 2007 года. Такие виды деятельности связаны со специальным использованием водного объекта в следующих целях:

  • для обеспечения населения водой — питьевой и для бытовых нужд;
  • для транспортировки лесоматериала по воде;
  • для применения в сельском хозяйстве;
  • для применения в производстве, в строительстве;
  • для добычи полезных ископаемых;
  • для гидроэнергетических процессов.

В некоторых субъектах, например в Москве и Санкт-Петербурге, с 2015 года были отменены все лицензии, полученные до 2007 года (п. 5 ст. 5 закона от 3.06.2006 № 73-ФЗ).

Кто не должен платить водный налог

Не все коммерческие структуры, использующие водные ресурсы в хозяйственной деятельности, должны платить водный налог. Не являются плательщиками те субъекты, в отношении которых справедлив хотя бы один из следующих пунктов:

  • Бизнес причисляется к «водному», то есть имеет непосредственное отношение к воде (рыболовный и охотничий промысел, судоходное дело, оросительная деятельность).
  • Бизнес уже облагается иным налогом за использование ресурсов в водном пространстве (использование лечебных вод с минералами, термальных источников).
  • Бизнес связан с охраной водного объекта.
  • Бизнес имеет льготы для ведения особой деятельности (например, обеспечение рекреационной зоны, оборудованной только для инвалидов, ветеранов, детей).
  • Бизнес создан для воспроизводства водных и иных биологических ресурсов.
Читайте также:  Электронный листок нетрудоспособности в 2018

Кроме того, если предприниматель имеет лицензию, но фактически не пользуется водными ресурсами, он не должен уплачивать водный налог, однако обязательство по сдаче ежеквартальной декларации за ним сохраняется. Отчетность с нулевыми показателями нужно будет сдавать до тех пор, пока лицензия не аннулируется (лучше сделать это самостоятельно).

Как определить базу для начисления водного налога по НК РФ

При различных видах деятельности подходы к определению налоговой базы для водного налога будут различными:

  • если воду забирают для дальнейшего использования, то в качестве базы выступает объем водного забора;
  • если используют водное пространство (кроме перевозки лесоматериала), то базой считается площадь объекта;
  • если по воде транспортируют лесоматериалы, то к базе относят объем материалов и длину маршрута;
  • если воду используют для выработки электроэнергии, то в качестве базы учитывается объем выработанной энергии.

Что является налоговым периодом для водного налога по Налоговому кодексу

Налоговым периодом по водному налогу является квартал. Крайний срок подачи декларации и срок уплаты водного налога — 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчетность нужно подавать в то отделение налоговой, где находится используемый водный объект. Это правило не касается крупнейших плательщиков, которые подают декларацию в свою инспекцию по месту нахождения организации.

Ставки для водного налога в 2016 году

Размер ставок по водному налогу исчисляется в рублях на единицу базы и различается в зависимости от регионального местонахождения объекта, экономического района, бассейна конкретного водоема.

Например, за забор воды из бассейна реки Волги в Центральном экономическом районе подземным способом ставка налога будет равняться 360 руб. за 1000 куб. м.

А при подземном заборе воды из озера Байкал Восточно-Сибирского экономического района ставка составляет уже 678 руб. за 1000 куб. м.

Также ставка зависит от того, каким способом происходил забор воды — поверхностным или подземным.

Если вода берется в количестве, превышающем установленное ограничение, то ставка увеличивается до пятикратного размера.

До 10-кратного размера ставка увеличивается при заборе подземной воды в случае, если в последующем ее собираются перепродавать.

Если плательщик не может своими силами измерить количество используемой воды, то в качестве корректирующего коэффициента берется значение 1,32 (в 2015 году коэффициент был ниже — 1,15) и дополнительный показатель 1,1.

Если забор воды происходит с целью обеспечения потребностей населения, то применяется пониженная ставка, равная 70 руб. за 1000 куб. м воды.

Как рассчитывается водный налог в 2016 году

В 2015 году ввели специальные коэффициенты, которые повышают налоговое бремя по водному налогу. Данные коэффициенты приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период до 2026 года. С 2026 года корректирующий показатель будет рассчитываться исходя из динамики потребительских цен.

В декларации нужно указывать значение ставки с учетом корректирующего показателя с надлежащим округлением в строке 100.

Также заметим, что после 2026 года коэффициент станет обязательным к применению даже в отношении пониженной ставки водного налога.

Водный налог рассчитывается самим плательщиком, для этого нужно умножить ставку налога с учетом применимого коэффициента на базу.

Важно не путать с водным налогом

Судоходное дело также подразумевает использование водных ресурсов, однако владельцы данного бизнеса не уплачивают водный налог. К судоходству применим другой налог — транспортный, — который никак не связан с водным налогом.

Также с 2007 года законодательство отменяет лицензии на деятельность, связанную с водопользованием. Использование водных ресурсов разрешено на основе договоров, решений, утвержденных соответствующим органом субъекта России. По договору предусмотрены арендные платежи за водопользование, что также не имеет отношения к водному налогу.

***

Можно сделать вывод, что использование водных ресурсов для предпринимательской деятельности продолжает оставаться платным, причем финансирование происходит от двух источников: водного налога и платежей по договору пользования водными ресурсами.

В ближайшем будущем планируется увеличение фискальной нагрузки за счет повышающих коэффициентов и, как следствие, увеличения налоговых ставок. Таким образом, российское законодательство находится еще на стадии формирования механизма контроля за использованием национальных водных ресурсов.

Вопрос рационального использования ресурсов подразумевает внедрение эффективной системы платежей и важен не только с экономической точки зрения (наполнение бюджетной казны), но и с экологической.

Источник: https://buhnk.ru/vodnyj-nalog/sroki-stavki-i-poryadok-uplaty-vodnogo-naloga/

Когда применяют повышенную ставку водного налога

Источник: журнал «Главбух»

Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, пользующиеся водой в специальном и (или) особом порядке (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ).

Налог начисляется, в частности, по следующим видам пользования (п. 1 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ):

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов.

Не облагается водным налогом забор воды для (п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ):

  • обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища);
  • водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан и др.

Отметим, что перечень, приведенный в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ, является закрытым (полным).

Не облагается и использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Кроме того, налог не уплачивают организации, получающие воду на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. Такие договоры и решения вместо лицензий заключаются после введения в действие 1 января 2007 года Водного кодекса РФ (п. 2 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что, если хозяйство имеет разрешающие документы на водопользование, но фактически не пользуется водой, оно все равно должно уплачивать налог (письмо Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 03-07-03-04/39).

Действительны ли ранее полученные лицензии

Ранее в соответствии с положениями Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г.

№ 167-ФЗ, действовавшего до 2007 года, права пользования водными объектами приобретались на основании лицензии и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Те предприятия, которые получили лицензии и пользуются водой на их основании, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами до истечения срока действия этих документов.

Таким образом, если предприятие имеет действующую лицензию и использует в своих целях водный объект, то оно считается плательщиком водного налога (письмо Минфина России от 23 октября 2013 г. № 03-06-06-02/44478). Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта содержит сведения:

  • о водном объекте;
  • о водопользователе;
  • о водопотребителях;
  • о способах и целях использования водного объекта с указанием его пространственных границ;
  • об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;
  • о лимитах водопользования.

В лицензиях на право пользования недрами в целях добычи подземных вод предусматривается предельно допустимый водоотбор в куб. м в сутки (куб. м в год). В этом случае квартальные и годовой лимиты водопользования необходимо определять путем умножения величины разрешенного суточного водоотбора на количество дней в квартале или году (письмо ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7591@).

От чего зависит размер водного налога

По разным видам водопользования налоговая база определяется отдельно по каждому объекту. В соответствии с пунктом 1 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ, если в отношении водного объекта установлены различные ставки, база определяется применительно к каждой из них.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, полученный из водного объекта за налоговый период. Это значение устанавливается на основании показаний водоизмерительных приборов и отражается в журнале первичного учета использования воды.

Если таких приборов нет, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.

А если и таким образом нельзя посчитать количество полученной воды, то оно определяется исходя из норм водопотребления (п. 2 ст. 333.10 Налогового кодекса РФ).

При этом нередко инспекторы пересчитывают налоговую базу, определенную в соответствии с нормами водопотребления, и определяют ее с учетом времени работы и производительности насосов.

Однако суды не всегда поддерживают такую позицию.

Так, например, арбитры указали, что, поскольку отсутствуют водоизмерительные приборы учета на скважинах и журнал первичного учета использования воды, определить фактический объем забранной воды нельзя.

Поэтому предприятие обоснованно исчислило налог исходя из норм потребления (постановление ФАС Уральского округа от 23 августа 2010 г. № Ф09-6613/10-С3).

При использовании акватории водных объектов налоговая база рассчитывается исходя из площади предоставленного водного пространства.

Последняя, в свою очередь, определяется по данным лицензии (договора) на водопользование.

Если в этих документах таких сведений нет, то для определения площади можно использовать информацию из соответствующей технической и проектной документации (п. 3 ст. 333.10 Налогового кодекса РФ).

Ставки водного налога зависят от местонахождения объекта налогообложения и установлены статьей 333.12 Налогового кодекса РФ.

Они применяются только в отношении забора воды в пределах квартальных (годовых) лимитов водопользования.

При заборе воды сверх лимитов налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере общих ставок (п. 2 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ).

Когда лимит определяется расчетным путем

Поскольку обычно квартальные лимиты не прописывались в лицензиях, инспекторы их рассчитывали как 1/4 часть утвержденного годового лимита. При его превышении в налоговом периоде даже при соблюдении годового лимита хозяйствам доначисляли налог и при этом применялась повышенная ставка водного налога.

Однако, по мнению судей, это неправомерно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2009 г. № А78-6156/08).

Финансисты разъяснили, что при отсутствии в лицензии установленных лимитов следует использовать данные обоснованной потребности в водозаборе. Они указываются в документах, представляемых вместе с заявкой на получение лицензии (письмо Минфина России от 9 сентября 2013 г. № 03-06-05-02/36943).

По окончании срока действия лицензии правоотношения по водопользованию регулируются Водным кодексом РФ. В этом случае предприятие перестает быть плательщиком водного налога и обязано вносить в бюджет платежи за пользование водными объектами, установленные договором на водопользование (письмо ФНС России от 24 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15909@).

Платить ли водный налог, если есть лицензия

Не облагается водным налогом забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища) для водопоя и обслуживания скота и птицы.

Но при условии, что есть соответствующая лицензия на этот конкретный вид водопользования.

В ней должны быть отражены лимиты или разрешенные (предельно допустимые) объемы забираемой воды (письмо Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7).

В этом случае и декларацию по водному налогу в инспекцию представлять не нужно (письмо Минфина России от 24 сентября 2013 г. № 03-06-06-02/39503).

Если в лицензии не указана цель, для которой хозяйство получает воду или пользуется акваторией, водный налог уплачивается в общем порядке (письмо Минфина России от 28 апреля 2012 г. № 03-06-05-02/2).

Читайте также:  Оспаривание сделок должника при банкротстве физического лица

В письме от 5 мая 2012 г.

№ 03-06-06-02/7 Минфин России разъяснил, что освобождение от уплаты налога не применяется, если лицензия выдана на добычу технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельхозобъекта.

При этом не важно, что вода фактически используется для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища) и для водопоя и обслуживания скота и птицы.

В обратной ситуации, когда вода, предназначенная для водоснабжения населения и водопоя скота, используется в других целях, также придется уплатить водный налог. На это чиновники указали в письме ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7591@.

Если хозяйство пользуется водой без лицензии, то налоговики при проверках нередко расценивают весь объем забранной воды как сверхлимитный и применяют пятикратные ставки.

Однако, по мнению судей, применение ставок по водному налогу не связано с наличием или отсутствием лицензии на право пользования водными объектами при заборе воды.

Кроме того, налоговым законодательством не устанавливается повышенная ставка водного налога, если лицензии нет (постановление ФАС Московского округа от 6 мая 2014 г. № Ф05-3733/14).

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/47546-kogda-primenyayut-povyshennuyu-stavku-vodnogo-naloga.html

Водный налог в 2017-2018 годах: кто платит и как расчитать

Помимо различных налоговых отчислений, которые обязаны уплачивать все индивидуальные предприниматели, существуют отдельные группы налогов, которые распространяются на некоторых предпринимателей и зависят от специфики осуществляемого ими бизнеса.

Кто и как платит

Например, ИП, которые являются водопользователями, обязаны уплатить водный налог в 2018 году. Помимо уплаты налога необходимо представить по нему и отчетность в установленные сроки.

Водный налог относится к специальным федеральным отчислениям, которые взимаются с пользователей водными ресурсами, причем к пользователям относятся все субъекты предпринимательской деятельности, а также физические лица.

Отметим, что в данном случае порядок уплаты, а также объекты налогообложения регламентируются не только Налоговым кодексом РФ, но и Водным кодексом РФ.

Круг плательщиков определяется, исходя из видов водопользования, которые и являются объектами налогообложения:

  • Забор воды из водоемов.
  • Промышленная эксплуатация акваторий.
  • Использование водоемов для целей гидроэнергетики.
  • Осуществление лесосплава в плотах и кошелях.

Отметим, что для осуществления указанных видов водопользования необходимо предварительно получить соответствующую лицензию.

Налоговый период по данному налогу определен законодательством как квартал: в срок до 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, пользователи должны представить декларацию по водному налогу. В те же сроки он уплачивается в бюджет.

К содержанию

Как рассчитать водный налог

К содержанию

Как сделать расчет

Множество специалистов отмечают, что расчет водного налога часто весьма проблематичен. Дело в том, что он исчисляется самим предпринимателем, исходя из сумм отчислений по всем объектам налогообложения.

Законодательство предусматривает различные налоговые ставки по водному налогу в зависимости от вида водопользования. На сегодняшний момент в НК РФ содержится подробное перечисление ставок в фиксированном размере.

При этом для расчета платежей необходимо ориентироваться на нормы ВК РФ, например, на годовые лимиты водопользования по видам и объектам. Поэтому вопрос, как рассчитать водный налог, требует для ответа знания не только налогового, но и водного законодательства.

Эти требования важны и для определения налоговой нагрузки, так как она напрямую зависит от объемов водопользования. Плательщики водного налога могут осуществлять как один вид водопользования, так и сочетать несколько. Сам же налог подлежит уплате единой суммой, независимо от числа видов пользования.

Стоит обратить внимание, что расчет строится, исходя из лимитов, установленных для различных субъектов и видов водопользования.

Данные лимиты могут быть законодательными, а также установленными надзорными органами для конкретного налогоплательщика.

Бухгалтерский учет водного налога проводится по тем же правилам, что и любых иных налоговых отчислений. При перечислении же необходимо учитывать, что данный налог относится к федеральным и подлежит перечислению в федеральный бюджет по соответствующим КБК.

На сегодняшний день законодательство не предусматривает льготы по водному налогу ни для каких субъектов водопользования.

Отметим, что уже более пяти лет существует порядок, по которому использование поверхностных вод по договору аренды освобождает от обязанности платить соответствующий налог. Условно это можно считать вариантом льготы.

Кстати, как отмечают налоговики, все больше число водопользователей используют договоры аренды, тем самым существенно снижают свою налоговую нагрузку.

К содержанию

Декларация по водному налогу

Смотрите также пример декларации 3-ндфл за 2018 год.

К содержанию

Перспективы водного налога

Водный налог вошел в НК РФ практически с момента его принятия и с этого времени не утихают споры о его необходимости, а также о размере ставок по нему и порядку исчисления платежей.

В частности, многие предприниматели уверены, что данный вид отчислений устарел и требует иного порядка взимания. Частично проблемы были решены в момент появления возможности его замены договором аренды на объекты водопользования.

Однако и на сегодняшний день для предпринимателей, а иногда и самих налоговиков данный специальный налог является весьма непростым для исчисления и проверки. Некоторое время ходили слухи о его отмене, но в 2014 году водный налог сохранился, действует он и в настоящее время.

Как отмечают эксперты, вероятность его отмены минимальна. Налоговым Кодексом РФ предусмотрено повышение налоговых ставок по водному налогу ежегодно вплоть до 2025 г. Так, например в 2015 году коэффициент, на который корректируется налоговая ставка за 1 тыс. куб.

метров воды, составлял 1,15, в 2016 году этот показатель вырос до уровня 1,32, в 2017 году он уже равен 1,52 и т.д., пока в 2025 году его уровень не составит 4,65.

Затем уже при расчете налоговой ставки будет применяться другой способ вычисления, если, конечно, до того времени не внесут других изменений в законодательство.

Кроме того, с 2016 года изменилась ставка налога при заборе воды для нужд населения: если она была равна 81 рублей за 1000 изъятых кубов воды, то с нового года ее величина вырастет на 12 рублей. Потом в течение 10 лет ее размер будет расти, пока в 2025 году не составит 326 рублей, после чего формула расчета платежа изменится.

Других существенных изменений в ближайшее время по этому налогу ожидать пока нет оснований.

К содержанию

Водный налог: Видео

Источник: http://IPinform.ru/nalogi-iplatezhi/nalogi-ip/vodnyj-nalog.html

Водный налог в 2013 году

Кроме всего того множества различных налоговых обложений, которые предприниматель обязуется выплачивать, существуют также налоги, связанные с определённой деятельностью индивидуального предпринимателя, а также с ресурсами, которые он использует в своей деятельности. Законодательством закреплено то, что каждый предприниматель, который является водопользователем, обязуется выплачивать налог на воду в нынешнем году. Кроме того, также в обязательства ИП входит и передача всей отчётности по этому виду деятельности в налоговую службу.

Кто и как платит водный налог?

Не только Налоговый, но и Водный кодекс РФ регламентирует порядок выплаты водного налога. Согласно им, этот налог относится к классу специальных федеральных налогов, а плательщиками по нему являются пользователи водных ресурсов. К тому же, как указано в кодексах, к пользователям относятся не только все предприятия, но и физические лица.

Основным критерием по определению плательщиков водного налога является вид водопользования, осуществляемый ними. В данный момент есть 4 вида водопользования, облагаемые налогом:

  • Использование водоёма в качестве источника воды
  • Промышленное использование водных ресурсов
  • Гидроэлектроустановки на реках
  • Сплав лесоматериала на плотах

Для осуществления данных видов деятельности предварительным обязательным пунктом есть получение специальной лицензии, которая разрешает эти типы водопользования. Как отмечено в кодексах, водопользователи обязаны предоставить всю отчётность в строк у квартал. Также они обязуются выплачивать водный налог с той ж периодичностью.

Расчет водного налога

По заявлениям большинства специалистов, при расчёте налога на воду налоговики и предприниматели сталкиваются с некоторыми проблемами.

Вся суть заключается в том, что сумму налога вычисляет сам предприниматель на основе сумм всех налогов по объектам налогообложения. Законодательством закреплены фиксированные суммы налога на каждый вид водопользования, то есть, на каждый объект налогообложения.

Налоговый кодекс РФ в данный момент предоставляет фиксированные ставки на все виды водопользования. Однако руководствоваться одним лишь Налоговым кодексом нельзя, так как нужно учитывать нормы и Водного кодекса.

Примером могут быть различные лимиты на каждый вид водопользования по конкретным водным объектам. Поэтому для правильного расчёта налога, а также налоговой нагрузки, нужно знать оба кодекса.

Налогоплательщики в праве выполнять как только один вид водопользования, так и сочетать различные виды. Однако водный налог платится единой цельной суммой, вне зависимости от количества видов пользования.

Однако отчёт по налогу должен содержать в себе подробности про все виды водопользования, а также их объёмы. Обязательно в декларации должна быть указана итоговая сумма, которая в последствии будет перечисляться в бюджет.

Нужно обратить внимание на то, что итоговая сумма зависит также от лимитов, установленных на конкретный вид водопользования. Эти лимиты могут быть указаны как в общем законодательстве, так и определены специальными контролирующими органами для каждого водного объекта.

Бухгалтерская сторона этого вопроса ничем не отличается от всех остальных налогов. Однако следует помнить, что водный налог причисляется к числу федеральных, и, следовательно, сумма налога перечисляется в федеральный бюджет.

На сегодняшний день законодательством не определены никакие льготы в отношении водного налога, это касается абсолютно всех видов водопользования.

Однако уже на протяжении более пяти лет существует порядок, согласно которому лица, использующие водные ресурсы по договору аренды, освобождаются от выплаты соответствующих налогов в казну. Согласно заявлениям специалистов, этот способ ухода от налогов становится всё более популярным среди предпринимателей, тем самым они довольно сильно облегчают себе налоговую нагрузку.

Перспективы водного налога

Уже с момента вхождения водного налога в Налоговый кодекс он считается одним из самых спорных моментов. Большинство споров связаны с тем, а необходим ли вообще этот налог, также очень остро обсуждаются ставки налога, установленный порядок взыскания платежей.

Большинство предпринимателей хотят изменения в этом порядке, они считают его морально устаревшим. Жизнь ИП немного облегчилась после принятия возможности уклона от налога способом договора аренды.

Однако это не решает всех проблем, и даже налоговики, можно сказать, страдают от этого вида взысканий: им очень трудно высчитывать и взымать необходимые суммы.

Проходил слух о возможной отмене водного налога, однако, как и большинство слухов, он оказался неправдой. Налог взыскался в 2012 году, ныне он также не изменился. Ходили и плачевные для предпринимателей слухи о возможном повышении сумм выплат, однако ставки также не изменились, что благотворно повлияло на дальнейшую предпринимательскую деятельность, связанную с водными ресурсами.

Источник: http://ipgid.ru/vodnyj-nalog-v-2012-2013-godu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector