Меры по противодействию легализации доходов для бухгалтеров

Рекомендации бухгалтерам по противодействию легализации доходов

Росфинмониторинг разработал рекомендации лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, для исполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

К целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести, в частности, сокрытие источника доходов, создание видимости законности получения таких доходов, уклонение от уплаты налогов.

Деятельность, связанная с отмыванием денежных средств, регулируется нормативными актами. Один из них – Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Рассмотрим подробнее.

О правилах внутреннего контроля

Принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента:

— сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

— куплю-продажу организаций.

В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ данные лица должны разработать правила внутреннего контроля.

При разработке правил внутреннего контроля рекомендуют руководствоваться постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 667.

За реализацию правил внутреннего контроля нужно назначить специальное должностное лицо. Они проходят специальное обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При этом должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

В соответствии с правилами внутреннего контроля необходимо документально фиксировать информацию, полученную в результате их реализации, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

— запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

— несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

— выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

— иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При выявлении подозрительных операций нужно руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, установленными приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года № 103.

Идентификация клиента

Необходимой мерой противодействия легализации преступных доходов является идентификация клиента (лицо, находящееся на обслуживании).

Зафиксировать нужно, в частности, следующие сведения:

 для физического лица:

 — Ф.И.О. (отчество при наличии);

 — гражданство;

— дату рождения;

— реквизиты документа, удостоверяющего личность;

— данные миграционной карты;

— данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;

— адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

 — ИНН (при наличии);

для юридического лица:

 — наименование;

 — организационно-правовую форму;

— ИНН или код иностранной организации;

— ОГРН и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;

для иностранной структуры без образования юридического лица:

 — наименование;

— регистрационный номер (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации);

— код (коды) в качестве налогоплательщика (или их аналоги);

— место ведения основной деятельности;

— состав имущества, находящегося в управлении (собственности);

— фамилию, имя, отчество и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).

Хранение документов

Хранить документы нужно в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом. К таким документам также относятся:

документы, содержащие сведения о клиенте организации, представителе клиента, выгодоприобретателе;

документы, касающиеся операций (сделок), сведения о которых представлялись в Федеральную службу по финансовому мониторингу, и сообщений о таких операциях (сделках);

документы, касающиеся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии с законодательством;

документы по операциям, по которым составлялись внутренние сообщения;

результаты изучения оснований и целей выявленных необычных операций (сделок);

документы, относящиеся к деятельности клиента (в объеме, определяемом организацией), в том числе деловой переписки и иных документов по усмотрению организации;

иные документы, полученные в результате применения правил внутреннего контроля.

Хранение информации и документов в организации обеспечивается таким образом, что они могут быть своевременно доступны Росфинмониторингу, а также иным органам власти в соответствии с их компетенцией.

Формализованные электронные сообщения

Кроме того, в Росфинмониторинг нужно предоставлять информацию о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС).

Порядок предоставления информации о подозрительных операциях установлен постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 и приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 года № 110.

Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.fedsfm.ru.

Порядок подключения к Личному кабинету изложен в информационном сообщении Росфинмониторинга от 26 января 2018 года «О необходимости подключения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг к личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу». Обратите внимание, что доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму осуществляется только через Личные кабинеты (постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 804).

Также чиновники рекомендуют лицам, оказывающим бухгалтерские услуги, участвовать в добровольном сотрудничестве путем заполнения опросных листов, анкет в Личных кабинетах.

Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/n165811

Источник: http://kroosp.ru/rekomendatsii-buhgalteram-po-protivodejstviyu-legalizatsii-dohodov-2/

Повышение эффективности банковской системы в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем

Д.Н. Легусова

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Рассмотрена проблема, тормозящая развитие инновационной деятельности, – недостаточно четкое, противоречивое банковское законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Повышение эффективности работы в данной области может способствовать удержанию оттока (вывода) капитала из реального сектора экономики.

Дается определение понятия «легализация», раскрывается наиболее распространенная её модель, приводятся основные проблемы и пути их решения в противолегализационном законодательстве.

В последнее время уделяется повышенное внимание инновационному развитию, публикуется огромное количество информации, связанной с различными вопросами строительства инновационной экономики России.

На международных, национальных и региональных форумах, конференциях, встречах руководителей всех уровней выражается озабоченность низкими темпами разработки и освоения инноваций и вывода готовой продукции на рынки.

Один из основных вопросов – механизм финансирования инновационной деятельности, где одним из главных элементов являются кредитные ресурсы или заемные средства, которые практически не выдаются, так как это дорогой источник финансирования.

Поскольку банковская система представляет собой элемент национальной инновационной системы (НИС), через которую проходит финансирование инновационной деятельности, то она должна быть наиболее прозрачной и развитой.

Вследствие этого необходимо модернизировать банковское законодательство, в том числе и в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, чтобы поток денежного капитала не уходил в нелегальные сектора экономики, а шел в реальный сектор финансирования инноваций.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, в Российском законодательстве понимается совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом [1].

_________________________

1Легусова Дарья Николаевна, студентка факультета бизнеса и управления , кафедра «Финансы и кредит», e-mail: log0911@mail.ru; legusovadasha@yandex.ru

Legusova Darya, a student of Faculty of Business and Management, Finances and Credit Department, ISTU. E-mail: log0911@mail.ru; legusovadasha@yandex.ru

Данная проблема носит весьма актуальный характер, поскольку легализация доходов, полученных преступным путем при отмывании «грязных денег», стала одним из самых опасных и распространенных видов преступлений в сфере экономики, в частности криминализации экономических отношений, усилении влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенном превращении их в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росте числа коррумпированных чиновников.

Вследствие этого борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, коррупцией и теневым сектором экономики.

Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных операций, совершаемых разными методами, которые постоянно усложняются и совершенствуются. Наиболее распространенной является трехфазная модель легализации.

Читайте также:  Оспаривание сделок должника при банкротстве физического лица

В первой фазе преступного механизма осуществляется предварительное введение денежных средств, главным образом в наличной форме, в финансовый оборот внутри страны, т.е. происходит физическое размещение наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориальное удаление от мест их происхождения.

Вторая фаза – это расслоение, т.е.

отрыв незаконных доходов от их источников путем сложной цепи финансовых операций в результате множества разнообразных банковских, финансовых, валютно-обменных, иных операций и сделок, направленных на маскировку проверяемого следа этих доходов, в результате чего происходит «отрыв» преступных доходов от их криминальных источников.

Вследствие совершения этих мероприятий маскируется действительная криминальная природа и, что самое желанное для преступных лидеров, вуалируются следы фактического происхождения исходных капиталов, по которым можно было бы установить конкретные источники преступных финансовых средств и имущества.

В третьей фазе происходит интеграция или окончательная легализация преступных капиталов, они приобретают новый, внешне легальный статус и инвестируются в официальную экономику.

Преступные капиталы, пройдя все стадии легализации (размещение, расслоение и интеграция), становятся источниками для воспроизводства многих видов экономических преступлений.

В качестве основных правонарушений, доходы от которых легализуются и незаконно вывозятся за границу, выступают: злоупотребления при приватизации и акционировании; хищения; злоупотребления должностными полномочиями; получение взяток; контрабанда; уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей; незаконный сбыт запрещенных к обороту предметов, товаров, веществ и продукции; незаконные предпринимательская, банковская, страховая деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами и т.д. Все это создает основу для легализации (отмывания) незаконных доходов и незаконного вывоза денежных средств за границу.

Банковский сектор является одним из основных звеньев государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, поскольку именно банковские продукты и услуги используются представителями организованной преступности в качестве главного канала для отмывания незаконных доходов. Это связано с тем, что банки занимают особое место в структуре финансового посредничества, обеспечивая трансформацию значительной части сбережений в инвестиции, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание, операции с ценными бумагами и иностранной валютой.

Кредитные организации располагают широкими возможностями для выявления подозрительных финансовых сделок и идентификации их участников. К основным мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся:

обязательные процедуры внутреннего контроля;

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами (банку, например, рекомендуется проводить анализ документов и изучение личности клиента).

Реализация Банком России надзорных функций в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов включает в себя две основные составляющие: контроль над соблюдением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и мониторинг общего состояния банковской системы с целью выявления опасных тенденций, которые могут быть связаны с риском отмывания денег.

Для эффективной борьбы с отмыванием денег в РФ был принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, который вступил в действие с 1 февраля 2002 года.

На основании [1] Указом Президента России был принят ФЗ № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 1 ноября 2001 года.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координировать деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти – Федеральная служба Российской Федерации по финансовому мониторингу (ФСФМ). Основными обязанностями службы являются: сбор информации о финансовых потоках, обработка и анализ полученной информации, передача всех данных в правоохранительные органы при обнаружении факта легализации «грязных денег». ФСФМ в соответствии со ст. 6 Федерального закона ПОД/ФТ (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.01.2011 г.) осуществляет сбор экономической информации с целью контроля:

1) операций с денежными средствами или иным имуществом, если они равны или превышают 600 000 руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте;

2) сделок с недвижимым имуществом, которые равны или превышают 3 000 000 руб. либо равную ей сумму в иностранной валюте;

3) операций с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в соответствии с Федеральным законом ПОД/ФТ сведения об участии их в экстремистской деятельности или если данное лицо имеет регистрацию, место жительства, или находится в стране, которая не участвует в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в сфере противодействия легализации дохода или входит в «черный список», который формируется ежегодно группой по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) и состоит из не принимающих достаточных мер государств (Пакистан, Туркмения, Сан-Томе и Принсипи, Азербайджан, Антигуа, Барбуда, Боливия, Греция, Индонезия, Йемен, Катар, Кения и др.) в сфере соблюдения ПОД/ФТ.

В целях защиты банковской системы РФ от проникновения преступных капиталов, учитывая международный опыт и рекомендации FATF, ЦБ РФ разработал «Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации».

При этом ЦБ РФ исходит из того, что одним, из основных условий стабильной и добропорядочной работы кредитной организации является принцип подбора клиентов и деловых партнеров.

Банк России рекомендует банкам и иным кредитным организациям руководствоваться положениями указанного документа при открытии и ведении счетов, выдаче гарантий, поручительств и кредитов, установлении других договорных отношений и расчетно-кассовом обслуживании клиентов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/264768/povyshenie-effektivnosti-bankovskoy-sistemy-v-protivodeystvii-legalizatsii-dokhodov-poluchennykh-prestupnym-putem

Действующий закон о противодействии легализации отмыванию доходов

ФЗ №115 О противодействии легализации (отмыванию) доходов является основополагающей базой для деятельности кредитных и финансовых учреждений. Закон призван эффективно бороться с экономической преступностью и пособничеством терроризму благодаря установленным механизмам, нормам и правилам, прописанным в нём.

Принятый летом 2001 года, он был встречен шквалом положительных эмоций со стороны как тех, кого он касается напрямую, так и обычных граждан.

Однако с течением времени дело стало приобретать несколько иной оборот, и то, что разрабатывалось на благо, стало существенно портить жизнь российским гражданам.

Мы постараемся разобрать основные пункты ФЗ №115 и механизмы его влияния на взаимодействие с простыми россиянами.

Краткое содержание

Данный закон регулирует следующие аспекты:

  • Ответственность контрольных органов по надзору за сомнительными операциями и лицами, которые их осуществляют.
  • Создание таких органов и внутренних подразделений в банках и других организациях кредитования.
  • Отслеживание финансовых операций, главной целью которых является вывод денежных средств за границу.
  • Определение терроризма и террористических организаций.

Казалось бы, такие намерения действительно должны помогать нашей стране направлять в бюджет больше средств и избавиться от коррупции на различных уровнях. Однако на практике всё выглядит совсем иначе. Согласно ФЗ №115  отмывание денег может стать причиной отказа от сотрудничества даже с честными представителями бизнеса.

Сюда относятся как физические, так и юридические лица. Банки требуют от людей различные выписки, справки и другие документы, касающиеся хозяйственной деятельности, хотя в Гражданском кодексе есть положения, которые это запрещают.

Центробанк каждый код отсылает финансовым учреждениям рекомендательные письма, где чётко описываются процедуры давления на граждан.

Всё это негативно сказывается на развитии банковской системы, а отток капитала в другие организации за рубежом является прямым тому свидетельством.

Какие приёмы используют уполномоченные лица

Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов предусматривает для банков и аналогичных кредитных структур в различных масштабах довольно много методов и процедур, которые должны поспособствовать обнаружению спорных операций и их блокированию.

К примеру, одним из распространённых случаев является блокирование дистанционного обслуживания банковских карт разного назначения. Происходит это, если предприниматель отказался предоставить, например, объяснительную, зачем ему понадобилось обналичивать деньги со своего счёта.

По сути, ни одна такая организация не имеет прав на подобные поступки.

Также часто можно встретить жалобы на то, что вовремя не осуществляются переводы с одного счёта на другой. Служащие банков мотивируют это тем, что не знают, по какой причине переводятся средства. С другой стороны, их это и не должно волновать.

Причина подобного поведения банков

Многие задаются вопросом, что именно толкает банки на подобное поведение. Ведь таким образом они теряют своих клиентов. Мы попытались в этом разобраться и можем привести небольшой список мотивов:

  • Организации не хотят ссориться с Банком России, ведь он является основным гарантом их беспрепятственного функционирования.
  • Службы безопасности некоторых учреждений чувствуют власть и не хотят от неё отказываться.
  • На почве повышения уровня бюрократии появляется возможность получать солидные взятки за упрощение процедуры.
  • Многие действительно свято верят в то, что подобные меры смогут существенно сократить число случаев по отмыванию.
Читайте также:  Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет безработным в 2018

К сожалению, официальной статистики по данному вопросу нет. Тенденций к положительным изменениям тоже пока нет. Наоборот, прогнозируется ещё большее усложнение сотрудничества.

Попытки Центробанка усилить влияние

Не так давно представители Центробанка обратились к правительству с инициативой увеличить количество прав и возможностей профильных органов в связи с тем, что с момента выхода закона в 2001 году появилось большое количество новых мошеннических схем и его положения больше не работают.

В частности, было предложено расширить полномочия Росфинмониторинга и создать новую базу фактических владельцев юридических лиц. Таким образом, подразумевается более чёткий контроль над всеми финансовыми операциями, которые проводятся в стране крупными компаниями.

Однако данные о многих таких владельцах и так уже находятся в соответствующих базах, а значит, придётся заново делать ту же работу.

К сожалению, пока нет реальных подвижек, которые бы позволили констатировать улучшение ситуации, но в ближайшем будущем этот вопрос ещё неоднократно будет подниматься на различных собраниях, съездах и других профильных мероприятиях во властных структурах.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki/legalizatsiya-dohodov-zakonnaya-borba.html

Утверждены требования по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

К субъектам финансового мониторинга относятся адвокаты и другие независимые специалисты по юридическим вопросам в случаях, когда они по поручению клиента участвует в операциях с деньгами или иным имуществом.

Министр финансов РК своим приказом утвердил Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для адвокатов, и других независимых специалистов по юридическим вопросам, сообщает Zakon.kz.

Как указывается, к субъектам финансового мониторинга относятся адвокаты и другие независимые специалисты по юридическим вопросам в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвует в операциях с деньгами или иным имуществом. Они являются ответственными лицами по организации и соблюдению правил внутреннего контроля (ПВК).

Субъект от имени или по поручению клиента участвует в операциях с деньгами или иным имуществом в отношении следующей деятельности:

— купле-продаже недвижимости;

— управлении деньгами, ценными бумагами или иным имуществом; управлении банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— аккумулировании средств для создания, обеспечения, функционировании или управлении компанией;

— создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им.

Субъекты несут административную ответственность за неисполнение обязанностей по разработке, принятию или исполнению ПВК и программ его осуществления в соответствии с Кодексом РК «Об административных правонарушениях».

Внутренний контроль осуществляется в целях:

— обеспечения выполнения субъектами требований законодательства РК о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ);

— поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ОД/ФТ);

— минимизации рисков ОД/ФТ.

Так, программа управления риском (ОД/ФТ) предусматривает проведение субъектами, оценки риска совершения клиентом операций с деньгами и (или) иным имуществом, связанных с присвоением уровней риска. Уровни риска формируются на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.

Результаты оценки рисков документально фиксируются и предоставляются по требованию соответствующих государственных органов и некоммерческих организаций, членами которых являются субъекты.

Уровни риска, присваиваемые клиенту, пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В программе управления риском высокий уровень риска ОД/ФТ присваивается:

1) деловым отношениям и сделкам с клиентами из государств (территорий):

не выполняющих или недостаточно выполняющих рекомендации ФАТФ;

с повышенным уровнем коррупции;

с повышенным уровнем преступной деятельности;

подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым Организацией объединенных наций;

предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремисткой) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации.

Ссылки на перечни таких государств (территорий) по данным ООН и международных организаций размещаются на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа.

2) клиенту в случае, когда:

клиентом является иностранное публичное должностное лицо;

клиентом является должностное лицо публичной международной организации;

клиентом является лицо, действующее в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица;

клиентом является лицо, являющееся супругом, близким родственником иностранного публичного должностного лица;

клиент (его представитель) либо бенефициарный собственник клиента по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве (территории), входящей в Перечень оффшорных зон, утвержденный приказом и.о.

Министра финансов Республики Казахстан от 10 февраля 2010 года № 52 «Об утверждении Перечня оффшорных зон для целей Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6058;

контрагент клиента по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве (территории), входящей в Перечень оффшорных зон;

клиент включен в Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в соответствии со статьей 12 Закона;

клиент является лицом без гражданства;

клиент является гражданином Казахстана, не имеющим адреса регистрации или пребывания в РК;

клиент является нерезидентом;

клиент является организацией, в уставном капитале которой присутствует доля государственной собственности;

местонахождение клиента, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом фактической деятельности его органов управления;

деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах (например, слишком большое необъяснимое географическое расстояние между субъектом и клиентом);

деятельность клиента связана с интенсивным оборотом наличных денег;

у субъектов возникают сложности при проверке представленных клиентом сведений;

клиент настаивает на поспешности действий;

клиент настаивает на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики субъектов;

клиент использует новые продукты и новую деловую практику, включая новые механизмы передачи, новые или развивающиеся технологии как для новых, так и для уже существующих продуктов;

клиентом совершаются действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга;

клиент является некоммерческой организацией;

операции клиента ранее были признаны подозрительными;

имеется информация о клиенте, связанная с высоким уровнем ОД/ФТ;

3) операции:

осуществляемой без физического присутствия сторон;

совершаемой от имени или в пользу неизвестных или несвязанных третьих лиц;

связанной с анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных имен, включая наличные расчеты;

не имеющей очевидного экономического смысла или видимой правовой цели;

совершаемой клиентом с несвойственной ему частотой либо на необычно крупную для данного клиента сумму;

по которой имеется информация о высоком уровне риске ОД/ФТ.

К клиентам, которым присвоен высокий уровень риска ОД/ФТ, применяются усиленные меры надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 закона.

В программе управления риском низкий уровень риска ОД/ФТ присваивается:

1) деловым отношениям и сделкам с физическими и юридическими лицами из государств (территорий):

не входящих в Перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации ФАТФ, согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 закона;

с низким уровнем коррупции или другой преступной деятельности;

2) клиенту в случаях, когда клиент является:

финансовым учреждением — субъектом финансового мониторинга, и за последний год не привлекался к административной ответственности за несоблюдение законодательства о ПОД/ФТ;

государственным органом РК;

организацией, зарегистрированной на фондовой бирже.

3) операции:

по передаче в доверительное управление имущества (доли, акции в уставном капитале коммерческих организаций и иного имущества, а также имущества, переданного в имущественный наем) государственных служащих;

связанной с удостоверением договора о порядке пользования имуществом.

Клиентам, которым присвоен низкий уровень риска ОД/ФТ, применяются упрощенные меры надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 закона.

Программа идентификации клиента заключается в проведении субъектами мероприятий по выявлению, обновлению ранее полученных сведений о клиентах (его представителях) включая сведения об источнике финансирования совершаемых клиентом операций, и включает процедуры по:

1) соблюдению мер по надлежащей проверке клиента (его представителя) согласно требованиям статьи 5 закона;

2) проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 5 закона;

3) наличию или отсутствию в отношении клиента (его представителя) сведений об их причастности к финансированию терроризма и экстремизма, предусмотренных Перечнем организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 закона;

4) проверке принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам согласно требованиям статьи 8 закона;

5) выявлению клиентов, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или местонахождения:

Читайте также:  Плательщики акцизов. пример определения. ответственность

в государстве (на территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации Международных стандартов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 закона;

в оффшорных зонах, утвержденных Приказом;

6) установлению предполагаемой цели и характера деловых отношений.

Для клиента с высоким уровнем риска при установлении предполагаемой цели и характера деловых отношений дополнительно запрашиваются сведения о роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операций. Для клиента с низким уровнем риска ОД/ФТ установление предполагаемой цели и характера деловых отношений определяется на основе характера операций клиента.

7) применению к клиенту, в зависимости от присвоенного уровня риска мер по надлежащей проверке клиента в соответствии с программой управления рисками;

8) обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов, по мере изменения идентификационных сведений о клиенте (его представителе) но не реже одного раза в год. Примечание. Обновление сведений о клиенте (его представителе) с высоким уровнем риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в полугодие.

Обновление сведений о клиенте (его представителе) с низким уровнем риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в два года.

В случае отказа клиенту в установлении деловых отношений, а также отказа в проведении операции с деньгами и ли иным имуществом в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-

1), 4) и 6) пункта 3 статьи 5 закона, субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение о таком факте отказа по Форме ФМ-1.

В случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6) пункта 3 статьи 5 закона, а также в случае возникновения в процессе изучения операций, совершаемых клиентом, подозрений о том, что деловые отношения используются клиентом в целях ОД/ФТ, субъекты прекращают деловые отношения с клиентом. Если деловые отношения прекращены по вышеобозначенным основаниям, субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение по Форме ФМ-1.

Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: http://www.zakon.kz/4783257-utverzhdeny-trebovanija-po.html

Противодействие легализации преступных доходов

Касательно мер, осуществляемых Банком ВТБ (ПАО) в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Настоящим выражаем Вам свое почтение и сообщаем, что во исполнение требований Федерального закона Российской Федерации от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативных актов Банка России в целях осуществления внутреннего контроля в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Банк ВТБ (ПАО) разработаны и утверждены «Консолидированная политика группы ВТБ по противодействию отмыванию преступных

доходов и финансированию терроризма и обеспечению соблюдения режима международных санкций», «Концепция консолидированного управления в области внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в группе ВТБ», «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Банке ВТБ (ПАО)», «Инструкция о порядке подготовки и представления сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Внутренний контроль в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма осуществляется на основании вышеуказанных документов.

В Банк ВТБ (ПАО) назначен ответственный сотрудник за соблюдением подразделениями Банка правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и реализацию программ их осуществления.

В настоящее время эти обязанности возложены на Руководителя Департамента комплаенс контроля и финансового мониторинга — старшего вице-президента Яковлева Александра Геннадьевича (тел. +7 (495) 783-13-25, факс: (495) 739-77-98, e-mail: alexander.yakovlev@msk.vtb.ru).

Запросы, о мерах предпринимаемых Банком ВТБ (ПАО) в рамках ПОД/ФТ, просим направлять на электронный адрес: AML_KYC@corp.vtb.ru.

Сообщаем, что Банк ВТБ (ПАО) не устанавливает и не поддерживает отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

Банк ВТБ (ПАО) не имеет счетов в банках, зарегистрированных в государствах (на территориях), о которых из международных источников могло бы быть известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Банк ВТБ (ПАО) не имеет бенефициарных владельцев (физических лиц) в структуре капитала, которые прямо или косвенно владеют долей более 25%.

В соответствии с пп. 2 п. 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г.

№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 июня 2013 г.

№ 134-ФЗ)идентификация бенефициарных владельцев клиента не проводится, если клиент является организацией, в которой Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале.

Информация относительно структуры собственников Банк ВТБ (ПАО) размещена на официальном сайте Банк ВТБ (ПАО).

В соответствии с Положением Банка России от 20.03.2006 г.

№ 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» в настоящее время Банк ВТБ (ПАО) не имеет требований со стороны налоговых органов по перечислению платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов, постановлений о наложении арестов на корреспондентские счета, открытые в других банках, а также задолженности перед работниками по выплате заработной платы.

Дополнительно сообщаем, что Банк ВТБ (ПАО) зарегистрирован на портале Налоговой службы США в целях исполнения требований Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) в качестве участвующего финансового института.

Банк ВТБ (ПАО) присвоен идентификатор FATCA (Global Intermediary Identification Number, GIIN) 3FZXN5.00000.LE.643.

Надеемся на дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества.

(Заявление группы российских банков)

В целях борьбы с проникновением криминальных капиталов в экономику государств и с финансированием террористической деятельности многие страны мира уже создали или находятся в процессе создания государственных механизмов противодействия отмыванию преступных доходов и объединяют свои усилия в этой области  под эгидой международных организаций

Российская Федерация также присоединилась к международной системе мер, направленных на борьбу с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, и является активным членом Международной группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег  (ФАТФ) и группы . Российское законодательство по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма учитывает основные рекомендации, разработанные международным сообществом.

Поскольку банковские продукты и услуги  используются в качестве одного из каналов для отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и исходя из необходимости надлежащего выполнения требований российского законодательства,

СБЕРБАНК РОССИИ,  БАНК ВТБ,  ВНЕШЭКОНОМБАНК,  АЛЬФАБАНК,  БАНК ЗЕНИТ,  МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ БАНК, 

РАЙФФАЙЗЕНБАНК (МОСКВА)

заявляют, что при осуществлении своей деятельности они будут опираться на следующие принципы:

  • недопущение использования банка в целях отмывания денег и финансирования терроризма;
  • идентификация всех клиентов банка;
  • применение процедуры к каждому клиенту банка;
  • отказ от открытия счетов на предъявителя;
  • установление договорных отношений только с кредитно-финансовыми учреждениями, которые осуществляют меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма;
  • отказ от установления договорных отношений и совершения операций с участием банков, не имеющих физического присутствия по месту их регистрации;
  • своевременное информирование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ФСФМ) об операциях и сделках, сведения о которых подлежат представлению.

Принимая во внимание многосложность стоящих перед российским банковским сообществом задач по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанные выше банки в процессе реализации требований российского законодательства и международных организаций, в которые входит Российская Федерация, будут осуществлять такие совместные действия, как:

  • Обмен опытом организации внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  • Выработка единых подходов к реализации процедуры и оценке риска клиента.

  • Совместная разработка методологии выявления подозрительных операций, финансовых схем и типовых признаков отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
  • Проведение единой политики в отношении банков-респондентов.

  • Выработка единых стандартов подготовки персонала в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и организация совместных учебных семинаров, круглых столов и научно-практических конференций.

     

  • Разработка и направление совместных предложений в Банк России, Федеральную службу по финансовым рынкам и Федеральную службу по финансовому мониторингу по вопросам совершенствования законодательной и нормативной базы в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и оказание им практической помощи в разработке проектов нормативных правовых актов в этой области.
  • Развитие взаимодействия между собой, исходя из принципа добровольности.   
  • Развитие сотрудничества с российскими и зарубежными банками, группами и объединениями, заинтересованными в укреплении и совершенствовании российской и международной системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Настоящее Заявление открыто для присоединения к нему российских кредитных организаций, которые разделяют изложенные принципы и намерения.

Источник: https://www.vtb.ru/finansovye-uchrezhdeniya/protivodeystvie-legalizacii-prestupnyh-dohodov/

Ссылка на основную публикацию