Зачем нужен камеральный контроль (отличие от камеральной проверки)

Зачем нужен камеральный контроль

Зачем нужен камеральный контроль (отличие от камеральной проверки)

Одно из подразделений Федеральной налоговой службы РФ осуществляет камеральный контроль за деятельностью предпринимателей. Что это такое? В чем его суть? Чем камеральный контроль отличается от камеральной проверки? На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье.

Налоговый контроль

Центральный аппарат Федеральной налоговой службы состоит из двух десятков структурных подразделений. Каждое выполняет ряд функций, а вместе они осуществляют налоговый контроль. Он проводится с целью выявить возможные нарушения норм действующего налогового законодательства, вернуть в казну недополученные суммы и наказать виновных по всей строгости закона.

Налоговый контроль – это кампания, которая отличается масштабностью проводимых мероприятий и большим количеством вовлеченных в нее лиц, не только предпринимателей, но и госслужащих. Он (контроль) проводится в определенные сроки в каждом муниципальном образовании страны и по разным основаниям классифицируется на несколько видов.

В зависимости от того, где проводится проверка финансовой и хозяйственной деятельности налогоплательщика, выделяют контроль выездной и камеральный, каждый из которых имеет свои формы.

Камеральный контроль и камеральная проверка

Камеральным налоговым контролем называют совокупность действий, проводимых сотрудниками налоговой инспекции с целью проверить, не попытался ли налогоплательщик обойти закон и снизить налоговую базу или запросить чрезмерно большую сумму в виде возврата налогового вычета.

Одна из форм такого контроля – камеральная проверка. Иными словами, эти понятия соотносятся друг с другом как общее с частным.

Для сравнения, под понятие «камеральный контроль» подводятся и контроль качества проводимых камеральных проверок, и обработка их результатов, и возможность автоматизировать сам процесс камеральной проверки.

Есть еще одно отличие. Камеральную проверку проводят сотрудники налоговой инспекции. Такие подразделения ФНС есть в каждом регионе РФ, каждом муниципальном образовании.

Если их работа не понравится налогоплательщикам, будут выявлены грубые нарушения, предприниматели имеют право обратиться в вышестоящую налоговую инстанцию с просьбой разобраться в случившемся.

Этой инстанцией является одно из подразделений ФНС РФ – Управление камерального контроля.

Функции ведомства

Данное подразделение налоговой службы следит за деятельностью подведомственных межрегиональных (муниципальных) налоговых инспекций и создает условия для надлежащего исполнения функций, возложенных на налоговых инспекторов. Сотрудники Управления выполняют следующие задачи:

  • создают условия для проведения камеральных налоговых проверок (формирование методологической базы, решение организационных вопросов);
  • организовывают и координируют мероприятия налогового контроля (те, что осуществляются в рамках камеральных проверок);
  • отслеживают качество проведения «камералок»;
  • изучают, анализируют и обобщают результаты проверок, проведенных сотрудниками территориальных органов ФНС;
  • координируют автоматизацию проведения «камералок», осуществляют методологическое обеспечение работы по данному вопросу;
  • совершенствуют (модернизируют) электронный документооборот между подразделениями ФНС и налогоплательщиками;
  • организовывают и координируют работу подведомственных организаций по обмену информацией с налоговыми инспекциями государств, являющихся членами Таможенного союза (в рамках международных договоров).

Осуществление камерального контроля

Главная задача камерального контроля заключается в следующем: наиболее полно отразить в налоговых декларациях обязательства плательщиков, проводить доначисления налогов. Успешно решать эту задачу удается благодаря принципам развития данного вида налогового контроля:

  • построение вертикали власти (Управление камерального контроля – Межрегиональная инспекция – Отдел камерального контроля УФНС – Отдел камерального контроля в муниципальных подразделениях, по сути – камеральные проверки);
  • внедрение контроля за налогоплательщиками с высоким уровнем налогового риска (возмещение НДС и льготы); информация о таких предпринимателях фиксируется отдельно; в группу риска они отбираются по определенным критериям, каким именно, не сообщается, чтобы бизнесмены не сумели подстроиться под определенные требования и тем самым избежать углубленной проверки.

Особенность камерального контроля – автоматизация всех контрольных процессов. Она осуществляется с помощью специальных программ. При желании налогоплательщики могут ими пользоваться, когда заполняют свою декларацию о доходах. Это позволит снизить риск допущения ошибки.

Итак, камеральный контроль – это вид налогового контроля. Его проводят сотрудники инспекций ФНС, действия которых контролирует и координирует Управление Камерального контроля ФНС РФ. Камеральная проверка финансовой и хозяйственной деятельности налогоплательщиков – это одна из форм камерального контроля.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki/chto-takoe-kameralnyiy-kontrol-i-chem-on-otlichaetsya-ot-kameralnoy-proverki.html

Чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных

Для контроля налогоплательщиков с целью выявления всех нарушений в области налогового законодательства представители налоговой службы проводят проверки.

Они проверяют документацию и выявляют те средства, которые не были уплачены компанией как налоговый сбор. Существует два основных вида проверок: камеральные и выездные. Между ними можно выявить целый ряд существенных отличий.

В данной статье мы рассмотрим, чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных.

https://www.youtube.com/watch?v=MSObqRrKc00

Камеральная проверка характеризуется тем, что документы компания подает в налоговый орган, где они и проверяются. Т.е. представителям ФНС для этого мероприятия не нужно никуда ехать.

Они разбирают предоставленную им налоговую отчетность и делают на ее основании выводы на своем месте.

Чаще всего здесь рассматриваются налоговые декларации, но могут исследоваться и другие бумаги, например транспортная документация.

Когда инспектор видит нарушение, он отправляет компании письмо с требованием данное нарушение устранить. Если с бумагами все хорошо и никаких претензий к ним нет, то в этом случае организация никакого уведомления не получит.

Часто при камеральной проверке обнаруживаются опечатки и ошибки в оформлении документов.

Чаще всего при камеральной проверке обнаруживаются опечатки и ошибки в оформлении документов. Бывает, что бумаги пророчены, т.е. они поданы в налоговый орган с опозданием, что уже считается нарушением. Когда получено предписание об устранении всех недоделок, то компания должна над этим поработать и затем отправить в ФНС исправленный вариант каждой бумаги.

Для камеральной проверки налоговикам не нужно получать особого указания со стороны своего начальства, которое обязательно должно быть при проверке выездного характера. У сотрудников налогового органа есть 3 месяца, чтобы тщательно проверить все декларации. Регулируется данное мероприятие ст. 88 НК РФ.

Проверять документы старше 3-летнего возраста нельзя.

Особенность выездной проверки заключается в том, что сотрудники налоговой службы сами приезжают в организацию, где изучают документы и опрашивают сотрудников при необходимости.

Чаще всего такая проверка проходит при ликвидации компании или при выявлении серьезных нарушений после проверки камеральной.

Налоговики едут на предприятие, где руководство обязано предоставить им отдельное помещение, в котором они смогут спокойно изучить все необходимые бумаги.

Кроме того, на месте проверяются фактические условия работы компании и ее деятельность. Бывает, что заявлена одна сфера деятельности, а на деле организация занимается совсем другим. В конце такой проверки составляется предписание. Регулируется такое мероприятие ст. 89 НК РФ.

По одним и тем же налогам за один налоговый период не может быть проведено две налоговые проверки, это будет считаться нарушением закона. А срок такой процедуры не может превышать 2 месяцев, хотя есть некоторые исключения, когда возможно это время продлить.

Подробнее

Представленная вашему вниманию таблица позволить лучше провести сравнение и понять, каковы же основные отличия между этими двумя видами проверок.

Вид проверки Основание для проведения Срок Составление акта Место проведения
Камеральная Подача документов в налоговой орган со стороны организации 3 месяца Акт составляется только в случае выявленных нарушений. Если же их нет, то акт не оформляется В налоговой инспекции
Выездная Приказ руководителя подразделения ФНС 2 месяца Акт составляется, только если не было обнаружено нарушений На проверяемом предприятии

Каждому руководителю следует знать, что камеральная и выездная налоговая проверка имеют целый ряд важных отличий, которые нужно учитывать. Это знание поможет лучше подготовиться к проверке и пройти ее максимально успешно.

Источник: https://zhazhda.biz/base/chem-otlichayutsya-kameralnye-nalogovye-proverki-ot-vyezdnyh

Разница между выездной и камеральной проверкой

Законодательством России предусмотрены 2 вида государственных проверок — выездные и камеральные. В чем их сущность?

Содержание статьи

Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, осуществляемое государственными инспекторами по месту их работы.

Обычно оно состоит в изучении отчетных документов, предоставленных в государственный орган. Таких как, например, налоговые декларации.

Если проходит камеральная таможенная проверка, то нередко проверяются и транспортные документы, а также иные источники, удостоверяющие перевозку товаров через границу России.

Если в ходе камеральной проверки инспектор выявит нарушение, то в адрес проверяемой организации может быть вынесено предписание по его устранению.

Но если с документами все в порядке, то фирму обычно никак не уведомляют о факте проведения данного контрольного мероприятия.

Проверяемая организация также имеет возможность направить в контролирующее ведомство возражения по поводу результатов изучения документов.

Как правило, нарушения, обнаруживаемые в ходе камеральных проверок, связаны с ошибками в отчетных источниках, с просрочкой их предоставления в государственный орган или с некорректной их комплектацией.

Поэтому все, что нужно обычно сделать проверяемой организации в ответ на получение предписания об устранении недоработок, — перенаправить в контролирующее ведомство новый или исправленный пакет документов.

к содержанию ↑

Факты о выездных проверках

Выездная проверка — это контрольное мероприятие, которое осуществляется государственными инспекторами непосредственно на территории проверяемых организаций.

Читайте также:  Страховые взносы на травматизм в 2018 году, образец заполнения 4-фсс

Нередко дополняет камеральную — то есть оба мероприятия могут быть выполнены одной и той же госструктурой.

Если у фирмы нет возможности принять представителей ведомств у себя, то встреча с ними проводится все-таки в территориальном подразделении соответствующего государственного органа.

https://www.youtube.com/watch?v=8HXR_RL_PNo

Выездная проверка может быть связана с изучением не только отчетных документов, но и бухгалтерских, и любых других, что отражают финансово-хозяйственные операции фирмы. Также при выездных проверках нередко проверяются фактические условия деятельности компании, проводятся различные тесты и измерения.

По итогам соответствующих контрольных мероприятий государственные ведомства могут выносить различные предписания, которые проверяемые организации обязаны устранять в установленные сроки.

Следует отметить, что выездные проверки бывают плановыми и внеплановыми. Мероприятия первого типа осуществляются по графику, который обычно заблаговременно публикуется — например, на сайте контролирующего ведомства. Поводом для внеплановых проверок может стать получение проверяющей госструктурой информации о том, что подконтрольная организация допускает нарушения в своей работе.

Камеральные мероприятия, в принципе, также проводятся в соответствии с планом — однако составляется он исключительно для внутриведомственного пользования. Проверяемые организации, как мы отметили выше, могут в принципе ничего не знать о фактах проведения соответствующих проверок предоставленных ими отчетных документов.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие выездной проверки от камеральной, как это можно понять из названия соответствующих мероприятий, — в месте их проведения. В первом случае таковым является территория подконтрольного объекта, во втором — место работы инспекторов ведомства.

Также выездные и камеральные мероприятия отличаются по содержанию. Проверки первого типа обычно более глубокие и всесторонние.

В рамках камеральных мероприятий, как правило, изучаются только документы — из числа тех, что предоставлены организацией в контролирующее ведомство в порядке отчетности.

Рассмотрев то, в чем разница между выездной и камеральной проверкой, зафиксируем выявленные нами критерии в небольшой таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Выездная проверка Камеральная проверка
Что общего между ними?
Могут проводиться одним и тем же проверяющим ведомством
Предполагают изучение документов
В чем разница между ними?
Проводится на территории подконтрольной организации Проводится по месту работы инспекторов проверяющих ведомств
Предполагает изучение широкого спектра документов, а также содержания различных финансово-хозяйственных операций Ограничивается изучением документов — главным образом отчетных

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-vyezdnaya-i-kameralnaya-proverki/

Камеральные проверки: в чем их отличие от иных мероприятий налогового контроля?

Вопрос преподавателя вуза: «В чем сущность камеральной проверки?»

Неуверенный ответ студента: «Это уже когда в камере проверяют?!»

(Из личного преподавательского опыта)

Камеральные проверки, являясь одним из видов мероприятий налогового контроля, регулируются общими и особенными положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) (Налоговый кодекс Российской Федерации). В НК РФ собственно камеральным проверкам посвящена только статья 88, не дающая легального определения соответствующего понятия, а лишь указывающая существенные признаки камеральной проверки.

Положения абзацев первого и второго статьи 88 НК РФ выделяют следующие признаки:

проверка проводится по месту нахождения налогового органа;

проверка проводится на основании документов, обосновывающих суммы начисленных налогов, имеющихся у налогового органа;

проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа;

проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком декларации или иных документов, обосновывающих суммы начисленных налогов.

Но, как показала правоприменительная практика налоговых органов, камеральные проверки очень быстро превратились по существу в полный аналог выездных налоговых проверок. Что послужило причиной подобной метаморфозы?

Основополагающим моментом в данном вопросе является полномочие, предоставленное налоговым органам подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на право истребования у налогоплательщика или налогового агента документов по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащих основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Конкретизация данного права применительно к отдельным мероприятиям налогового контроля осуществлена законодателем в статьях 88 и 93 НК РФ.

Применительно к налоговым проверкам (и камеральным, и выездным) полномочие на истребование документов у налогоплательщика содержится в статье 93 НК РФ, пункт 1 которой указывает на право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Статья же 88 НК РФ уточняет право должностных лиц налоговых органов при проведении камеральных проверок по истребованию у налогоплательщика дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления налогов.

Данное полномочие понимается должностными лицами налоговых органов как безусловное право, подлежащее применению при проведении любых мероприятий налогового контроля, в том числе камеральных проверок, без каких-либо ограничений. Вследствие этого существующая сейчас практика проведения камеральных проверок с учетом отдельных судебных актов стирает юридические различия между камеральными и выездными налоговыми проверками.

Источник: http://ppt.ru/news/25971

Выездная и камеральная налоговая проверки. Отличия

Выездная и камеральная налоговая проверки являются одной из форм налогового контроля. Каждая из налоговых проверок имеет свои особенности и правила проведения.

Несмотря на общую цель выездной и камеральной налоговых проверок – правильность исчисления и уплаты налогов (и, соответственно, возможность взыскания штрафов за их неисполнение), имеются существенные различия между ними.

Предмет для проведения Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Что проверяется Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (с учетом ограничения периода до 3 календарных лет до года, в котором проводится налоговая проверка).А в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация(п.4 ст.89 НК РФ). Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в налоговые органы (п.1 ст.88 НК РФ).

Камеральная проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций (налоговых расчетов), а выездная налоговая — на основании документов, запрашиваемых налоговыми органами (регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные учетные документы и пр.).

Основание для проведения Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Причина проведения проверки План выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333. Подача налоговой декларации (расчета) и иных документов.
Разрешения со стороны руководства инспекции Проверка осуществляется только с указания руководителя (его заместителя) налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ). Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства налоговой инспекции (п.2 ст.88 НК РФ).

Уточненная декларация как повод для назначения повторной выездной проверки

Осмотр территории при проведении проверок

Выездная проверка, как правило, проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. И лишь в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Камеральная проверка в большинстве случаев проводится в налоговом органе

Однако с 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки законодательно разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в определенных случаях. Такими случаями являются:

  • представление налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявление противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 28.06.2013 г. №134-ФЗ в п.1 ст.91 НК РФ и п.1, п.1 ст.92 НК РФ. И в настоящее время мы наблюдаем увеличение потока запросов от ИФНС в рамках камеральной проверки.

Сроки проведения проверок

Выездная налоговая проверка отличается от камеральной проверки и по срокам проведения.

Сроки проверки Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Основной срок проверки В общем случае проверка проводится в течение двух месяцев. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня получения налоговой декларации (расчета).
Дополнительный срок проверки Срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основаниями для продления срока являются следующие факторы (приложение №4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@):— полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения);— наличие более четырех филиалов (+4 месяца), 10 и более подразделений (+6 месяцев);— большой объем документов, количество подразделений, сложность технологического процесса. Не предусмотрен
Право приостановки проверки Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку по определенным причинам, указанным в п.9 ст.89 НК РФ (например, необходимость истребования документов у контрагентов, проведения экспертиз).Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Не предусмотрено

Порядок проведения проверок

Основаниями для истребования документов и пояснений с целью проведения камеральных налоговых проверок добавлены «убыточные» декларации (по всем налогам), а также уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ).

Налогоплательщик, подавая уточненную налоговую декларацию (налоговый расчет) на «минус», автоматически получает требование предоставить пояснения, обосновывающие размер и причину убытка.

Читайте также:  Касса для интернет-эквайринга (подключение эквайринга к онлайн-кассе)

При использовании налоговых льгот, налоговый орган вправе запросить документы, подтверждающие право на льготу.

Так, в отношении каждого налога, ФНС разработаны контрольные соотношения, позволяющие проверить взаимоувязку основных показателей (строк) декларации (налогового расчета).

Для выездной проверки установлены специальные правила. При проведении проверки могут быть запрошены подлинники документов. Срок представления документов – в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п.3 ст.93 НК РФ).

Составление актов по результатам налоговых проверок

Результатом проведения налоговой проверки является составление налоговыми органами соответствующего акта. Однако и в этом случае есть существенные различия, как по срокам, так и по основаниям их составления.

Порядок и сроки составления акта о налоговой проверке Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Когда составляется акт Акт составляется в том случае, если налоговая инспекция при выездной проверке не выявила никаких нарушений. Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.
Сроки составления акта Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ). Акт составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем).

Источник: https://4auditors.ru/vyiezdnaya-i-kameralnaya-nalogovaya-proverki-otlichiya/

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ). Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов.

При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок.

Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года. Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Важно!

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги.

Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»). Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.

Важно!

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр.

Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.

То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев. Срок камеральной проверки составляет 3 месяца с даты представления декларации.Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.ФНС обещает добросовестным компаниям ускоренное возмещение НДС, в рамках которого срок «камералок» по данному налогу сократится до 2 месяцев.

Важно!

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания».

Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др.

Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни.

Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании.

Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.Исключение составляют повторные проверки. Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России. Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

Важно!

В случае если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Читайте также:  Уведомление о применении енвд в 2018 году: скачать образец, бланк

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).
В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю. О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы.Кроме того:

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.
По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 18,3 млн руб. Это данные в среднем по России.В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 46,6 млн руб. Средняя цена «камералки» по РФ – 21,91 тыс. руб. (в Москве – 80,12 тыс. руб.).

*Данные по итогам первого полугодия 2017 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2017 на сайте ФНС России nalog.ru.

***

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kameralnye-i-vyezdnye-nalogovye-proverki-10-samykh-vazhnykh-otlichiy/

Выездные и камеральные налоговые проверки в учреждениях госсектора

Одна из главных обязанностей налоговых органов — контролировать соблюдение законов о налогах и сборах. Для этого проводят налоговые проверки, во время которых налоговые органы обрабатывают данные учета и отчетности, осматривают помещения и территории налогоплательщика, используемые для получения дохода.

В этой статье мы разберем два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Эти знания помогут налогоплательщику чувствовать себя спокойно под надзором сотрудников налоговой.

Выездные и камеральные налоговые проверки: в чем отличия?

Налоговые проверки делятся на два вида: камеральные и выездные. Их связывает общая цель — проверить, насколько качественно налогоплательщик выполняет свои обязательства.

Несмотря на это, камеральные и выездные проверки имеют весомые отличия.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа без выезда на территорию налогоплательщика. Ее проводят в течение трех месяцев после того, как налогоплательщик представил налоговый расчет.

Проверка проводится на основе налоговых деклараций, которые представил налогоплательщик, и других документов о его деятельности (статья 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка позволяет:

  • проконтролировать соблюдение сроков сдачи отчетности;
  • проследить, правильно ли исчислена налоговая база и соответствуют ли законодательству льготные условия и ставки налога;
  • отследить данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
  • проверить правильность заявленных налоговых вычетов.

Если камеральная проверка выявила ошибки в налоговой декларации или другие противоречия и несоответствия, налоговый орган вправе потребовать от учреждения дать необходимые пояснения или исправить ошибки в декларации в течение пяти дней (пункт 3 статьи 88 НК РФ).

Следует отметить, что налоговый орган не информирует налогоплательщика о начале камеральной проверки. Более того, налогоплательщики могут и вовсе не узнать, что их проверили: если нарушений и ошибок нет, налоговый орган не отчитывается о результатах проверки.

Тем не менее, камеральная проверка не так безобидна, как кажется на первый взгляд. С ее помощью налоговый орган может делать определенные выводы о налогоплательщике, которые могут стать основанием для более серьезной проверки – выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, а решение о ее проведении принимает руководитель налогового органа. Порядок проверки отражен в статье 89 НК РФ.

В отличие от камеральной проверки, налогоплательщик получает решение о проведении выездной проверки в форме, утвержденной приложением №3 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-3-2/189@.

Обычно выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев. Иногда срок продлевается до четырех месяцев, реже – до шести. Проверяющий может требовать у проверяемого лица документы, необходимые для проверки (статья 93 НК РФ).

В последний день выездной проверки налогоплательщик получает справку, после чего налоговый орган оформляет результаты в акт выездной проверки в течение двух месяцев. К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных в ходе проверки (статья 100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, он имеет право подать письменное возражение (пункт 6 статьи 100 НК РФ). Претензии рекомендуется подкрепить документами, чтобы подтвердить обоснованность.

Как подготовиться к налоговой проверке?

Чтобы оценить шансы стать объектом выездной проверки, следует изучить критерии оценки рисков, изложенные в приложении №2 к приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@.

Как правило, под прицелом у налоговых органов те учреждения, которые пытаются свести суммы налоговых отчислений к минимуму или даже уйти от их уплаты.

Эти манипуляции чаще всего вычисляются в процессе камеральной проверки.

Впрочем, выездную проверку могут назначить и для добросовестных налогоплательщиков. Как к ней подготовиться?

Если вам предстоит выездная налоговая проверка, необходим полный порядок в документации, чтобы у проверяющих сразу был доступ к необходимым документам. Задуматься об этом стоит заранее, дабы избежать неприятностей и суматохи во время проверки.

Особое внимание нужно уделить соответствию документов организации с документами контрагентов. Контрагенты должны быть также готовы к визиту сотрудников налоговой и иметь все документы, которые подтверждают хозяйственную деятельность.

Учтите, что к налоговой проверке должен быть готов каждый сотрудник учреждения. Для этого перед проверкой необходимо проводить общий инструктаж.

Итак, чтобы свести риски к минимуму, налогоплательщикам необходимо добросовестно подходить к выполнению обязательств и знать свои права для качественной защиты организации.

Статья подготовлена

экспертами Компании «Учёт в БГУ»

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте Учётвбгу.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях

Источник: http://grnt.ru/blog/vyiezdnyie-i-kameralnyie-nalogovyie-proverki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector