Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Как проводится камеральная проверка налоговых деклараций

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральной называется проверка, проводимая в отношении представленной гражданином, ИП или организацией налоговой декларации. Ее длительность не превышает трех месяцев, а для ее назначения не требуется решения начальника инспекции.

Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля, при котором налоговым органом изучается представленная налогоплательщиком декларация или расчет на предмет правильности расчета налоговой базы, определения суммы налога к уплате, правомерности применения льгот и т.д.

Порядок и сроки проведения данного вида налогового контроля регламентируется ст. 88 НК РФ.

Таблица № 1. Вкратце о камеральной проверке

Что проверяется

Сколько длится проверка

Какие мероприятия могут быть проведены в рамках данного вида контроля

Как оформляется результат проведенных мероприятий

Что делать, если не согласен с результатами, отраженными в акте

Представленная гражданином, компанией или ИП налоговая декларация или расчет
3 календарных месяца (см. Прим.)*
  • истребование документов и получение информации о налогоплательщике;
  • допрос свидетелей;
  • почерковедческая и иные виды экспертиз;
  • проведение осмотра;
  • привлечение переводчика или эксперта
В случае выявления нарушений составляется акт. Если нарушения не выявлены, то никакой документ не составляется
В случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик подает возражения на акт камеральной проверки в налоговый орган, вынесший указанный документ. Затем, если данное возражение не было принято, – в вышестоящий налоговый орган

* Примечание: в ряде случаев начальник инспекции может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля длительностью один месяц.

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет камеральная проверка

Срок проведения

В соответствии с Налоговым кодексом срок проведения данного вида налогового контроля не должен превышать трех календарных месяцев с даты представления отчетности.

При сдаче декларации или расчета лично срок начинает течь с даты ее представления, что подтверждается штампом, проставляемым на первом листе отчетности.

При направлении по почте – датой представления считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления.

В ряде случаев инспекция может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля длительностью один месяц. Как правило, это происходит после того, как налогоплательщик представляет свои возражения, и налоговому органу необходимо время для изучения вновь открывшихся обстоятельств.

Важно: при проведении мероприятий налогового контроля ИФНС не может доначислить дополнительные суммы налогов в виду открывшихся новых сведений.

В рамках допмероприятий проверяются сведения и данные, полученные в ходе проверки.

Если по результатам допмероприятий сумма в решении была увеличена (по обстоятельствам, открывшимся в ходе проведения указанных мероприятий), это является основанием отмены решения о привлечении к ответственности.

В рамках данного вида контроля осуществляется почти весь спектр мероприятий, проводимый в результате выездной проверки, но с некоторыми оговорками. Так, осмотр помещений и территории может быть проведен только с согласия налогоплательщика. Также проверяемые сведения должны затрагивать период, по которому представлена декларация.

Оформление результатов

В случае если по результатам проверки инспекцией были выявлены нарушения, составляется акт. Указанный документ должен быть составлен не позднее 10 дней с даты окончания проверки и в течение 5 дней с момента его составления вручен налогоплательщику.

Акт камеральной налоговой проверки (скачать)

Рис. 1. Акт камеральной налоговой проверки

Примечание: нарушение сроков оформления результатов проверки и уведомления налогоплательщика является основанием для отмены вынесенного решения.

В течение месяца с даты получения акта налогоплательщик может представить свои возражения на указанный документ.

После истечения месяца с даты вручения налогоплательщику акта налоговый орган в течение 10 дней должен вынести решение по результатам проверки. Оно может быть либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ней.

Если в течение 10 дней после получения налогоплательщиком решения, оно не было обжаловано, то данное решение вступает в законную силу.

Обжалование результатов проведенных мероприятий

Если гражданин, ИП или компания не согласны с выводами, изложенными в акте, они вправе подать в течение месяца с даты получения акта свои возражения. Возражения подаются в ИФНС, вынесшую акт.

Рис. 2. Возражения на акт камеральной проверки

По результатам рассмотрения возражений инспекция выносит либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности. При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта.

Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет.

Таблица № 2. Камеральная и выездная налоговые проверки: отличия

ПредметКамеральнаяВыездная
Что проверяется Представленная налогоплательщиком декларация или расчет Правильность исчисления и сроки уплаты налогов, сборов и иных платежей
Какой период охватывает Период, за который представлена отчетность Три года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о назначении проверки
Необходимо ли решение начальника инспекции о назначении данного вида налогового контроля Нет Да
Срок проведения 3 месяца 2 месяца
Продление срока Невозможно Возможно, на 4 или на 6 месяцев
Приостановление срока Невозможно Возможно, на срок до полугода
Место проведения По месту нахождения налогового органа По месту нахождения налогоплательщика
Оформление результатов проведенных мероприятий Если нарушения не выявлены, акт не составляется Акт составляется вне зависимости от того, выявлены нарушения или  нет.

Подводя итоги вышесказанному, вкратце ответим на основные вопросы:

  • Камеральная проверка — что это?Камеральной называется проверка, проводимая по декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган.
  • Каков максимальный срок проверки, может ли он быть продлен или приостановлен?Максимальный срок проведения данного вида налогового контроля равен 3 месяцам, продлен, а также приостановлен он быть не может.
  • Как оформляется и обжалуется результат проверки?Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.

Более подробно с тем, что из себя представляет камеральная проверка, как и в какие сроки она проводится, можно узнать из нижеследующего видео:

Источник: http://MoneyMakerFactory.ru/articles/kameralnaya-proverka-poryadok-srok/

Камеральная налоговая проверка — что это такое и задачи, составление акта и правила его оспаривания

Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) осуществляет контроль, проводя документальные выездные, встречные и камеральные проверки.

Самой распространенной является та, которая проводится без предупреждения плательщика, на основании поданной отчетности, исключительно в помещении ФНС.

Налогоплательщик не может знать, когда такое мероприятие началось, и проводилось ли вообще. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) это и есть камеральная проверка.

Право на проведение проверок контролирующими органами закреплено ст. 31 НК РФ. Ст. 87 НК РФ определяет, какие аудиторские мероприятия может проводить ФНС. Определение сверки, цели, правила, порядок проведения камеральной налоговой проверки – нормы ст. 88 НК РФ. Согласно этой статье аудиту подлежит вся отчетность налогоплательщика – юридического, физического лица или налогового агента.

Камеральная налоговая проверка – сверка данных отчетности на предмет наличия арифметических и методологических ошибок. Осуществляется инспектором, администрирующим налог, по которому она сдана.

Проводится без предупреждения плательщика, не требует обязательного решения руководителя ФНС, как при документальной ревизии.

Осуществляется исключительно в помещении контролирующего органа.

При камеральном аудите инспектор проверяет отчетный период, за который подана декларация. Если должностное лицо при проведении проверки выявляет недостоверность задекларированных данных, оно вправе потребовать дополнительные документы, подтверждающие или опровергающие заявленные ранее отчетные суммы. Документы должны быть предоставлены на протяжении пятидневного периода.

Действия контролирующих органов, проводимые в рамках действующего законодательства, имеют ряд целей. Для камерального контроля это:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • аудит полноты взысканий по нарушениям, выявленным налогоплательщиком самостоятельно или по результатам выездного аудита;
  • контроль за полнотой начисления и уплаты налогов (сборов) по текущим платежам;
  • привлечение налогоплательщика, уклоняющегося от полноты декларирования сумм доходов, ответственности соответствующей формы (административной или уголовной);
  • определение рисков деятельности конкретного налогоплательщика как механизм отбора плательщика для проведения выездных проверок;
  • полнота и правомерность заявленной суммы налоговой льготы или вычета по НДС.

Задачи камеральной налоговой проверки

Проведение аудита отчетности плательщика преследует ряд задач, четкого списка которых не определено ни НК РФ, ни другим нормативным документом. Анализируя работу контролирующих ведомств, можно выделить следующие задачи:

  • выявление ошибок, недостоверной информации по декларациям;
  • подсчет полноты начисления налогов для перечисления в казну РФ, соблюдение платежной дисциплины;
  • анализ полноты пакета, своевременности сдачи отчетности;
  • сопоставление данных отчетности, баз данных ФНС и бухгалтерской документации плательщика;
  • анализ бухгалтерской документации на предмет соответствия заявленным по отчетности суммам доходов.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Отчетность, сданная контролирующему органу, должна быть прокамералена в течение 90 дней с дня подачи. Срок проведения камеральной проверки не может продлеваться на основании подачи дополнительных документов, пояснений или уточнений. Если плательщиком сдана декларация по НДС, например, 20 января, то сверка будет проведена не позже 20 апреля.

Обязанности уведомления налогоплательщика о начале инспектирования у налоговиков нет, нет необходимости принятия специального решения о таком начале.

Сама ревизия проходит в помещении органа ФНС, непосредственно с использованием баз данных и специализированных программ. После проведения аудита, по которому нарушений не выявлено, акт не составляется.

Окончание такого инспектирования сопровождается проставлением галочки в базе, плательщик может не знать, проверена ли отчетность.

После выявления нарушений по результатам сверки инспектор направляет проверяемому лицу письмо с просьбой пояснить детали и/или предоставить документы по запрашиваемым операциям, которые противоречат нормам действующего законодательства.

Ответ, при необходимости с пакетом документов, направляется почтой или предоставляется другим предусмотренным законом способом не позднее, чем через 5 дней с момента получения требования ФНС.

Читайте также:  Страховые взносы ип "за себя" в 2018 году: размер, срок оплаты

Аналогичный срок и для подачи уточненной декларации.

Правомерный запрос на предоставление дополнительных документов или письменного разъяснения не может быть отправлен позже трехмесячного срока после подачи декларации. Сотрудник ФНС может составить индивидуальный для каждого плательщика перечень необходимых документов, в который могут включаться справки, авансовые отчеты, ТТН, акты приема-передачи и т. д.

Дополнительные документы, предоставляемые контролирующему органу, должны быть заверены надлежащим образом. Требования относительно заверения документов по отдельности или пакетом отсутствуют.

Документы должны быть надлежащего качества, легко читаемыми, содержать необходимую информацию для проведения инспектирования.

Требований относительно обязательного составления описи документов законом не предусмотрено.

Период, за который подана декларация, может проверяться дважды. Первый раз – камерально, второй – при документальном аудите. Аудит отчетности за определенный период не является основанием для пропуска этого срока при плановой ревизии. И наоборот, проведение планового или внепланового документального аудита за период дает право не проверять декларацию камеральщикам.

Как оформляются результаты проверки

Требования к оформлению проверок определены ст. 100 НК РФ. Относятся только к тем случаям, по которым выявлены нарушения и акт будет содержать информацию о противоречиях законодательства с данными деклараций. Оформление результатов камеральной проверки производится тем же чиновником ФНС, которым проводилась сверка, так называемым в кругах предпринимателей – администратором.

Акт будет содержать сведения о несоответствиях отчетности, противоречиях с бухгалтерскими документами. Ошибки описываются по пунктам, каждое нарушение отдельно.

В выводах акта нарушения обобщаются по каждой отдельной статье НК РФ или ГК РФ, с обязательным указанием суммы и периода, где выявлены противоречия. Акт составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания ревизии.

На протяжении 5 дней после составления акт налоговой проверки вручается должностному лицу организации (предпринимателю) лично или отправляется почтой с уведомлением о вручении.

Если плательщик не согласен с результатами аудита, на протяжении календарного месяца он может отправить или предоставить лично жалобу в тот орган ФНС, который вынес решение. После завершения срока на обжалование руководитель контролирующего органа на протяжении 10 рабочих дней принимает решение о привлечении плательщика к налоговой и/или административной ответственности.

Углубленная камеральная проверка

Некоторые виды камеральной сверки обязывают финансовый контролирующий орган углубленно изучить данные о деятельности плательщика. Во время проведения инспектор не только потребует дополнительные документы, но и проведет действия по опросу свидетелей, проведению экспертиз (например, документов), подтверждению или опровержению некоторых фактов в деятельности плательщика.

Углубленная камеральная проверка проводится всегда при подаче отчетов:

  • об использовании налоговых льгот;
  • об использовании природных ресурсов;
  • о возмещении НДС;
  • с расхождениями по НДС у контрагента в одной и той же операции;
  • об уточнении показателей декларации, поданной 2 и более года назад.

Как оспорить результат камеральной налоговой проверки

При несогласии с решением налогового органа плательщик вправе обжаловать его в вышестоящем органе или суде. Без рассмотрения органом высшего уровня составленного решения обращение в суд не имеет смысла. На рассмотрение жалобы выделяется 45 календарных дней с момента получения. Еще 3 дня – на принятие окончательного решения по результатам аудиторских мероприятий.

Вышестоящий орган может оставить решение без изменения, отменить или изменить, иногда даже в сторону увеличения доначислений. Если результат не удовлетворяет налогоплательщика – последнему стоит обратиться в суд. Рассмотрение споров с налоговым органом – юрисдикция арбитражного суда. Исковое заявление подается по правилам гражданско-процессуального законодательства.

Видео

Источник: https://sovets24.ru/1633-kameralnaya-nalogovaya-proverka.html

Что такое камеральная налоговая проверка физического лица или организации?

Ведение деятельности организаций и ИП, внесенных в реестр, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством. Предприятию необходимо выбрать систему налогообложения и следовать ей при исполнении обязательств перед бюджетом.

Для оперативной проверки правильности начисления и уплаты налогов ИФНС проводит мероприятия контроля камерального характера.

Что это значит?

Камеральная налоговая проверка (КНП) проводится территориальным налоговым органом по месту нахождения ИФНС. Инспекция подвергает контролю предприятия всех форм собственности и организационных структур.

Мероприятие характеризуется:

  • Ограниченным предметом контроля. Преимущественно проверяется соответствие законодательству одного налога.
  • Четко оговоренным в Налоговом кодексе периодом проверки (3 месяца).
  • Возможностью выемки документов и проверкой их на территории органа.
  • Широкими правами инспекторов по проведению мероприятия – истребование документов у лица и партнеров, проведение осмотров, допросов, экспертизы.

Право проведения контроля установлено в ст. 88 НК РФ. Процедура может проводиться:

  • Без участия налогоплательщика по данным отчетности, представленной в ИФНС. О начале проведения лицо может узнать только при запросе пояснений или ряда документов по ограниченному перечню.
  • В углубленном варианте с участием плательщика налогов. Проверка осуществляется при предъявлении проверяемому лицу решения и требования, подписанных начальником ИФНС или равнозначными должностными лицами – заместителями руководителя.

Документы проверяемого предприятия представляются в ИФНС только по письменному требованию. Если о начале камеральной проверки налогоплательщик не уведомлен, в ходе проведения мероприятия инспектор может предложить представить лишь пояснения.

Законодательством установлен срок проведения процедуры. Проверка осуществляется в течение 3 месяцев от даты предъявления решения, но может быть продлена по уважительным обстоятельствам:

  • Потребностью проведения дополнительных действий, заключающихся в запросах и получении сведений о документообороте партнеров. Решение о встречной проверке направляется в территориальную Инспекцию по месту расположения контрагента.
  • Представление налогоплательщиком уточненной декларации по налогу за проверяемый период. Новое начало срока проведения мероприятия будет исчисляться от даты подачи этого документа.

Контроль может охватывать деятельность предприятия за 3 предшествующих года. Документы более раннего периода не подлежат проверке в связи с вступлением в силу исковой давности.

При указании в требовании несоответствующего законодательству периода лицо может оспорить право не представлять документы в установленном порядке – обращение к руководству ИФНС и обжалование в судебных органах.

Подробную информацию о данном мероприятии вы можете почерпнуть из следующего видео:

Основания для процедуры

Проверка проводится на основании анализа, проводимого одноименным отделом ИФНС. Причиной начала мероприятия могут стать:

  • Нестыковка данных деклараций внутри одного отчетного периода.
  • Несоответствие показателей одного вида отчетов, представленных по нескольким срокам.
  • Заявление льготы по налогу.
  • Представление декларации по НДС, по результатам которой заявлено возмещение из бюджета или значительный по сумме вычет.
  • Подача отчетности, содержащей данные об использовании природных ресурсов.

Кроме мероприятий внутреннего контроля ИФНС проводит камеральные проверки, заменяющие выездные для малых и микро предприятий. Процедура осуществляется в отношении компаний:

  • Применяющих специальные режимы ЕНВД или ПСН.
  • С отсутствием имущества и транспортных средств.
  • Представляющих нулевую отчетность.

В случае проведения углубленной проверки основанием для мероприятия выступает решение руководителя ИФНС. Документ свидетельствует о начале мероприятия и должен быть вручен должностному лицу предприятия под подпись с указанием даты получения.

К решению прилагается требование о представлении документов согласно указанному перечню. В большинстве случаев список не является достаточно конкретным или содержит фразу «иные документы», что позволяет инспектору произвести дополнительный запрос.

На подготовку и подачу документов отводится 10 дней. В случае пропуска срока, заявленного в требовании, или отказа от представления документации, ИФНС имеет право наказать проверяемое лицо в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Как часто проводится, место проведения

Данная форма проверки не имеет ограничений по числу проведения у одного лица. Необходимо иметь отличие по условиям – налогам, вопросам либо периодам контроля. Дважды по одному налогу в одном и том же периоде мероприятие не производится.

Процедура проводится на территории ИФНС. Выезд к месту ведения деятельности производится в исключительных случаях, преимущественно при проверке возмещения НДС.

Инспектор имеет право на основании ст. 92 НК РФ производить осмотр территории или проверяемого объекта, если документального подтверждения недостаточно.

Осмотр территорий производится только в присутствии руководителя или иного должностного лица. Аналогично в исключительном случае может производиться допрос должностных лиц с целью получения пояснений по вопросам, касающимся проверки.

Кто ее проводит?

Ответственность за проведение мероприятий лежит на камеральных отделах ИФНС. Внутри этой структуры имеется несколько отделов, разделенных функционально по налогам. Наибольшую численность проверяющих имеют отделы камерального контроля по НДС.

К проверке привлекают одного инспектора, который проводит все этапы – составление требования, проверку документов, проведение дополнительных мероприятий, оформление результата.

Пошаговый порядок проведения

Процедура КНП имеет четко отработанный и законодательно установленный механизм. При контроле осуществляются этапы:

  1. Определение органом ИФНС слабого места в отчетности или получение декларации о возмещении из бюджета.
  2. Принятие решения и формирование требования о необходимости представления документов.
  3. Ознакомление налогоплательщика с решением и требованием.
  4. Получение документов.
  5. Непосредственно проверка.
  6. Составление акта и решения по нему.
  7. Вручение документов налогоплательщику в соответствии со сроками.

Работа предприятия сводится к подготовке документов по заявленному списку. Подготовленные согласно правилам бумаги представляются в территориальный орган ИФНС и передаются проверяющему инспектору через отдел приема входящей корреспонденции.

Документация представляется в заверенных копиях с сопроводительным письмом-описью. Формы сшиваются между собой или подаются в папке. Инспектор имеет право затребовать оригиналы для сравнения с дубликатами.

Результат и его обжалование

По результатам проведения процедуры инспектор составляет справку о факте окончания КНП и акт.

Если материалы показали соответствие исчисления налога требованиям законодательства, акт налогоплательщику не вручается.

При проверке правомерности заявления в декларации возмещения НДС лицо получает решение с указанием суммы. Размер НДС может отличаться от заявленного при частичном подтверждении вычета.

При обнаружении расхождения данных все нарушения отражаются в акте. Может быть установлено:

  • Нарушение действующего налогового законодательства, в результате чего обязательство было занижено.
  • Неправомочность заявления льготы или налогового вычета.
  • Отсутствие основания для возмещения НДС.
  • Несвоевременность представления отчетности.

На составление акта после окончания мероприятия и подготовки справки отводится 10 дней. Документ вручается должностному лицу предприятия в срок не позднее 5 дней. Если для получения акта лицо не явилось в ИФНС, документ переправляется налогоплательщику почтой. Датой его вручения считается 6-й день со дня отправки корреспонденции.

Читайте также:  Метод сторно. исправления ошибок в бухучете: что такое сторно

Важность даты вручения обоснована возможностью оспаривания результатов контроля в течение 10 дней. Возражения представляются в письменном виде и рассматриваются налоговым органом в течение месяца, по окончании которого выносится решение. В случае отсутствия возражений и представленных разногласий решение по акту принимается по окончании срока обжалования.

В дальнейшем результат может быть оспорен налогоплательщиком в судебном органе первой и вышестоящей инстанций.

Источник: http://ZnayDelo.ru/biznes/nalogi/kameralnaya-nalogovaya-proverka.html

Камеральная налоговая проверка: порядок проведения и последствия

Камеральные проверки проводятся на основании бухгалтерской и налоговой отчетности. В какой форме должны быть поданы документы. Цели, задачи и сроки проведения камеральной проверки. Основные направления ведения проверки.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральную проверку проводит налоговый инспектор на основании отчетностей бухгалтерской, налоговой и прочих прилагаемых к ним документов. В документы бухгалтерской и налоговой отчетности входят декларации, расчеты по авансовым платежам, заявления, справки и др. документы, которые служат основанием для начисления налогов и сборов.

Отчетность представляется в налоговую в установленной форме на бумаге или в электронной версии. Налогоплательщики со среднесписочной численностью работников от 100 человек с 01.01.2008 г. предоставляют только электронные виды отчетов.

Цели и задачи камеральной проверки

Цель камеральной проверки – соблюдение налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах. Во время камеральной проверки перед налоговыми органами ставятся следующие задачи:

  • контроль над представлением отчетности в налоговую инспекцию в полном объеме и определенные законом сроки;
  • определение достоверности налоговой отчетности на основе отчетов за прошлые периоды, других документов, имеющихся у налоговой, и на основании информации о похожих налогоплательщиках;
  • выявление, предупреждение и недопущение налоговых правонарушений;
  • сбор информации для выбора налогоплательщиков с целью проведения выездных проверок.

Сроки проведения камеральных проверок

Срок проведения такой проверки – три месяца с момента подачи налоговой декларации и последнего документа с подтверждением правильности расчетов и законности запрашиваемых вычетов.

 Возможны случаи, когда налоговики считают, что дата начала проверки – это дата получения документов или дата принятия решения о ее проведении (для камеральных проверок такого не требуется).

Такое поведение налоговиков неправомерно, что уже подтверждалось арбитражной практикой.

Этапы камеральной проверки

Что делается поэтапно в ходе камеральной проверки?

  • проверяется полнота предоставления документов налоговой отчетности налогоплательщика;
  • проводится визуальная проверка полноты и правильности оформления отчетов (заполнения всех реквизитов, правильности, четкости заполнения и т. д.);
  • проверяется своевременность подачи налоговой отчетности;
  • проверяется правильность арифметического подсчета данных отчетности;
  • проверяется обоснованность применения различных ставок налогов и льгот;
  • проверяется правильность исчисления налогооблагаемой базы.

Регламент камеральных проверок устанавливает порядок их проведения. В нем указывается, что налоговая проводит автоматизированный арифметический контроль отчетности с применением внутри- и междокументных соотношений.

 По результатам такого контроля составляются протоколы ошибок связи показателей сданных налоговых деклараций.

В результате такого контроля выявляются ошибки в отчетности, противоречия между сведениями, указанными в представленных на проверку документах.

Также определяется несоответствие сведений, которые предоставил плательщик налогов, сведениям, которые имеются в распоряжении налоговой. Такие сведения могут отражаться в документах, полученных налоговой службой в ходе налогового контроля.

Основные направления ведения камеральной проверки

Такими направлениями являются:

  • проверки сопоставимости отдельных показателей отчетности текущего и предыдущего периодов;
  • взаимная увязка показателей деклараций, находящихся на проверке, с показателями в декларациях по другим налогам и отчетности;
  • определение достоверности отчетности с использованием анализа всей информации, которой располагает налоговая инспекция;
  • проверка полноты заполнения, качества документов и информации, содержащейся в них, от налогоплательщика, банков, контрагентов и других источников.

Если ошибки взаимной связи показателей не найдены, камеральная проверка не делается. Исключения составляют следующие случаи:

  • при заявлении налогоплательщика на право налоговых льгот;
  • когда сумма авансового налогового платежа заявлена к уменьшению (возмещению);
  • когда предоставлена декларация (расчет) налогов, связанных с добычей (использованием) природных ресурсов;
  • когда к декларации или расчету приложены подтверждающие или другие документы.

Налоговые инспектора камеральную проверку всегда предпочитают выездной. Такая проверка проводится прямо в кабинете, а все документы, необходимые для нее, могут быть затребованы. В ходе выездной проверки такое не всегда возможно, поскольку есть ограничения во времени. Но требования налоговиков не всегда законны. Как вести себя, чтобы избежать штрафа?

Итак, согласно НК РФ инспектор имеет право запросить необходимые документы для проведения проверки, направив письменное требование. Подпись главы инспекции в этом случае не нужна, достаточно подписи инспектора. Уточним некоторые нюансы:

Налоговику совсем необязательно отдавать оригиналы документов, ему вполне достаточно ксерокопий с подписью директора и печатью. На подготовку документов для проверки фирме дается 5 дней, после чего ей грозит штраф в 50 рублей за каждые просроченный день. Нужно отметить, что увеличение штрафа в зависимости от срока не предусмотрено.

Налоговый Кодекс не предусматривает ограничений запрашиваемых на проверку документов, но на практике инспектор может запросить только документы, имеющие отношение к камеральной проверке. Камеральная проверка не может превратиться в проверку всей деятельности фирмы.

Фирма может не выполнять требований предоставления документов без конкретного перечня запрашиваемого.

К примеру, требование предоставить «расшифровку налогооблагаемой базы» может быть не выполнено, поскольку не указаны конкретные позиции. В этом случае можно отправить в налоговую встречное требование с просьбой уточнения.

Это, кстати, даст вам возможность лучше подготовиться к проверке. Время до получения уточнения от налоговиков в 5-дневный срок при этом не войдет.

Фирма может не предоставлять инспектору документы повторно. Такой запрос от инспектора можно попросту проигнорировать.

Итак, на основании изложенного выделяем главное:

  • представлять нужно только документы, касающиеся проверяемой декларации;
  • инспектор не вправе требовать несуществующие в фирме документы;
  • вы не обязаны готовить расшифровки и справки специально для проверки;
  • если вас оштрафовали, не торопитесь оплачивать штраф. В этом случае налоговики подадут в суд, который может решить в вашу пользу.

© Старецкая Елена, BBF.ru

Источник: https://BBF.ru/magazine/6/5379/

Что такое камеральная налоговая проверка и для чего она нужна

Камеральная проверка — проверка налогоплательщика внутри ФНС, без личных визитов. Налоговая проверяет ваши декларации, отчеты и другие данные о вашей деятельности, чтобы посмотреть, не нарушаете ли вы закон, и нет ли у вас ошибок в расчетах.

Проверку могут устроить в течение трех месяцев после сдачи декларации. Если в ходе проверки инспекторы обнаружат ошибки в декларации или противоречивые сведения в документах, налогоплательщик получит требование о предоставлении пояснений.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Налоговый кодекс говорит, что проверять нужно, но не говорит, кого и когда. Главное налоговое ведомство полагает, что проверять следует каждую декларацию. Местные налоговые решают сами. Не исключено, что это делает программа.

Как проводят камеральную проверку

Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.

Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.

Сверка может выявить три категории нарушений:

  • ошибки в налоговой отчетности;
  • противоречия между сведениями в предоставленных документах;
  • несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.

Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.

Уже проверенная отчетность второй раз не проверяется, даже в другом налоговом органе. Но налоговики могут повторно проверить тот же отчетный период, если вы подали уточненную декларацию.

Углубленная камеральная проверка

Камеральная проверка бывает углубленной. В этом случае, кроме сверки контрольных соотношений, налоговая может запросить копии первичных документов, связаться с контрагентами, допросить свидетелей или назначить экспертизу. Пугаться этого не следует. Внимание налоговой еще не означает, что у вас что-то не так.

Углубленную камеральную проверку проводят:

  • если вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • в декларации заявлено возмещение НДС. Обычно предприниматели стараются избегать возмещения. С 2015 вычеты НДС можно переносить три года, чтобы уйти от возмещения и избежать углубленной камеральной проверки;
  • в декларации по НДС есть сведения об операциях, которые противоречат другим сведениям из этой же декларации или не соответствуют сведениям об этих же операциях из декларации по НДС, представленной другим лицом. Например, вас и вашего контрагента по одной сделке разный НДС. Раньше это служило основанием, если было заявлено возмещение НДС. Теперь возмещения не требуется;
  • через два года с последнего дня срока подачи декларации вы предоставили уточненную декларацию, в которой увеличен убыток или уменьшена сумма налога;
  • декларация подана по налогам на использование природных ресурсов.

Если ни одного из перечисленных оснований нет, вы вправе отказать налоговой и ничего не предоставлять.

Что происходит после проверки

Если ошибок нет — ничего.

Если в декларации заявлены льготы или предъявлен НДС к возмещению из бюджета, налоговая может запросить подтверждающие документы.

Если выявлены нарушения, налоговая за 10 дней после окончания проверки составит акт, после чего за пять дней вручит его налогоплательщику. У него есть месяц, чтобы подать возражения на акт проверки.

Через месяц, когда срок подачи возражения пройдет, руководитель налоговой за 10 рабочих дней рассмотрит материалы проверки, возражения налогоплательщика, и решит, привлекать ли его к ответственности за налоговое правонарушение или нет.

Как оспорить результат камеральной проверки

Если вы не согласны с решением налоговой, есть два способа это решение обжаловать: подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, а если его решение вас не устроит, обратиться в арбитражный суд.

Вышестоящий налоговый орган или чиновник рангом выше рассмотрит вашу жалобу на акт налоговой и сделает следующее:

  • ничего. Решение останется в силе, а жалоба — без удовлетворения;
  • отменит или изменит решение налоговой полностью или частично, примет по делу новое решение;
  • отменит решение налоговой полностью.

Жалоба рассматривается полтора месяца. Результаты налоговики сообщат в письме, которое вышлют через три дня после принятия решения.

Арбитражный суд. В суд есть смысл идти только после обжалования акта камеральной проверки в вышестоящем органе. На подачу иска у вас есть три месяца. Срок считают со дня, когда вы узнали о решении по жалобе, или со дня, когда кончился месяц на ответ вышестоящего органа.

Читайте также:  Проверка контрагента на блокировку счета

Источник: http://nebopro.ru/blog/kameral

Камеральная проверка 2018

Камеральная проверка проводится абсолютно по любой декларации, которую вы сдаете в инспекцию. Особо опасна камеральная налоговая проверка, если налоговики запросят дополнительные документы. В этом случае компании точно пригодятся надежные аргументы для защиты от доначислений. Мы привели их в статье.

Камеральная налоговая проверка — это одна из форм налогового контроля. Проверке подвергаются все представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (далее — налоговая отчетность).

Кроме того, в ходе проверки эти документы сопоставляются с другими документами о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа. Об этом гласит статья 88 НК РФ.

Проведение камеральной проверки

Факт представления отчетности — первое, что проверяется в ходе камеральной проверки.

Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе имеющихся у них документов о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации.

Кроме того налогоплательщику грозит ответственность по статье 119 НК РФ. Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить минимальный штраф в размере 1000 руб.

Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока или отказался от ее представления вовсе (статьи 31 и 76 НК РФ).

В случае, если до окончания камеральной проверки имеющихся у налогового органа документов налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная проверка прекращается и начинается новая на основе представленной налоговой декларации.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Важно!

При налоговых проверках предоставить документы, подтверждающие выбор контрагента. Сделать это за минуту можно в сервисе «РНК: Проверка контрагентов». Введите ИНН или название компании и распечатайте сформированные программой документы.

Срок камеральной налоговой проверки

Периодичность проведения камеральных налоговых проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.

Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется.

О начале проверки налогоплательщик не информируется.

О ее результатах он узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями (подробнее об этом ниже).

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Так, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена до 20 июня.

Этапы камеральной проверки

Основными этапами камеральной проверки являются:

  • проверка правильности исчисления налоговой базы;
  • проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
  • проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
  • проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

  • проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
  • проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
  • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
  • оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Когда проводится камеральная налоговая проверка, налоговый орган может истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Такое право предоставляют налоговым органам статьи 31, 88 и 93 НК РФ.

Истребованы могут быть хозяйственные договоры, первичные бухгалтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т. д. Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении этих документов, обязан представить их в виде заверенных должным образом копий.

Отказ от представления требуемых документов или непредставление их в отведенный срок является налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, — штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

В ходе камеральной проверки налоговому органу может также потребоваться информация о деятельности налогоплательщика, связанная с иными лицами (например, с его контрагентами). Налоговый орган в соответствии со статьей 93.1 НК РФ вправе истребовать у таких лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть провести встречную проверку.

Истребованы могут быть, к примеру, договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры, платежно-расчетные документы, выписки банков по счетам и другие документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике и иное уклонение от представления таких документов признается налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, — штраф в размере 10000 руб. Такие же санкции налагаются и за представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в течение трех дней после получения запроса.

Помимо Налогового кодекса ответственность за непредставление в установленный срок документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена в статье 15.6 КоАП РФ.

Она предусматривает штраф с граждан от 100 до 300 руб. и с должностных лиц организации от 300 до 500 руб.

Такие же санкции налагаются за отказ от представления перечисленных выше документов и сведений и их представление в неполном объеме или в искаженном виде.

Оформление результатов камеральной проверки

Порядок оформления результатов проверки зависит от того, выявлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. А узнать, планируют ли налоговики в отношении вашей компании проверки можно в статье «План налоговых проверок юридических лиц на 2018 год».

Акт камеральной налоговой проверки

В отличие от выездной проверки,  обязательное составление акта по результатам камеральной проверки Налоговым кодексом не предусмотрено. Налоговики составляют документ лишь в том случае, если были установленны ошибки.

Нарушения не выявлены:

  • камеральная проверка автоматически завершается. Если ошибок или противоречий нет, инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение по проверке

Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность.

Кроме того, указываются статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности. Также приводятся предложения об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкций.

В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой.

Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также установленные в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности.

Так же, указывается пункт статьи 109 НК РФ, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности. Если в ходе проверки выявлена неуплата или неполная уплата налога, в решении приводятся предложения об его уплате, а также уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также решение о назначении конкретных мероприятий налогового контроля.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку.

Она может быть также передана иным способом, свидетельствующим о дате получения ее налогоплательщиком либо его представителем.

Если такими способами вручить решение налогоплательщику или его представителю невозможно, решение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный срок с момента вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога и пени.

Схема. Порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки

Источник: https://www.RNK.ru/article/101208-kameralnaya-proverka-poryadok-provedeniya-i-posledstviya

Ссылка на основную публикацию