Утилизационный сбор на трактор, мотоцикл, грузовик

Правительство никогда не позволит нам избавиться от старой техники

Первая вещь, о которой мне бы хотелось сказать, у меня в руках, вместе с выдержками из закона. Я изложу просто факты. Факты, факты и еще раз факты. Итак, Постановление правительства РФ от 6 февраля 2016 года №81.

Оно вступило в силу 10 февраля 2016 года. Это Постановление о введении утилизационного сбора. Казалось бы, что тут страшного? Рассмотрим на пальцах. Этот документ относится непосредственно к каждому жителю РФ, включая младенцев, любому работающему бизнесмену.

Речь идет о дополнительном изъятии денег у каждого гражданина РФ.

Итак, несколько лет назад, ещё в 2012-м году в нашей стране был принят замечательный ФЗ с благими целями. Целью этого ФЗ было сделать так, чтобы у нас не валялись останки кем-то брошенных автомобилей, не валялся мусор и прочее.

Все ввозится на территорию РФ, начиная от пеленок, полотенец, простыней и заканчивая кранами грузовиков.   Всё это, по окончании срока службы, должно быть утилизировано. Вот такая была благая цель.

И вроде бы цель такова, но на самом деле всё немножко не так.

Давайте разберем эту благую цель по порядку.

Какие же базовые ставки вводятся в части, касающейся утилизации. Например, техники, автомобилей, машин и оборудования? Базовой ставкой является 150 тысяч рублей.

Что это означает? Например, какой-то импортёр ввозит на территорию страны прицеп, погрузчик, дорожный каток, экскаватор, бульдозер, любую сельхозтехнику, что угодно, или же российский производитель что-то из перечисленного производит (список огромный), то российский производитель должен с этого произведенного заплатить утилизационный сбор.

Если бы этот сбор был маленьким, как написано в законе, направлялись индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, которые очищают нашу страну от мусора, всё было бы хорошо. Проблема в том, что этот утилизационный сбор может подкосить целые отрасли промышленности, ибо этот утилизационный сбор является просто непомерным.

Давайте разберем это на примерах, насколько удорожает техника и оборудование, и соответственно, сколько денег придется заплатить конечному потребителю из своего кармана. И на основе этих примеров вы увидите, как можно подрезать российскую промышленность.

Берем, допустим, автогрегер. Для того, чтобы его продать, придется заплатить утилизационный сбор, максимальная ставка, 2,4 миллиона рублей. Теперь представьте, насколько подорожают автогрегеры. Нужно понимать еще вот что: всю эту технику Постановлением правительства разделили на два класса:

    • новая техника, до трех лет, с момента выпуска или ввоза на территорию страны;
    • так называемая старая техника, со сроком использования свыше трех лет.

Максимальные коэффициенты на базовую ставку мы умножаем на определенный коэффициент, который есть в таблице, утверждённой Постановлением правительства. Максимальные коэффициенты введены как раз для подержанной техники.

И, если бизнесмен захочет купить какое-то оборудование: станок, каток, погрузчик, прицеп, трактор, комбайн, гусеничную технику, грузовичок-газельку, то стоимость газели, которой пять лет – та цена, по которой он готов ее закупить, а продавец подать, будет иногда в два, в три раза дешевле, чем стоимость этого утилизационного сбора.

Дело в том, что этот сбор платят уже не только производители и те, кто ввозит технику на территорию страны.

Утилизационный сбор, если он не был заплачен ранее, а в моем примере газелька была куплена пять лет назад, утилизационный сбор никто не платил.

Соответственно, продавец, продавая эту газельку, должен будет заплатить этот непомерный утилизационный сбор, а его сумма может быть в разы выше, чем стоимость газельки. Выше тех денег, по которой он реально эту газельку хочет продать.

Еще пример. Бульдозеры подорожают. Самое малое, на что подорожают бульдозеры – на 600 тысяч рублей, это с низкой мощностью двигателя. Самое большое, подержанные бульдозеры подорожают на 15 миллионов рублей.

Представьте себе ситуацию. Вы продаете старый бульдозер. Ему 10 лет, но мощность двигателя у него большая. Вы его хотите продать за три миллиона, он вам не нужен. Так вот, знайте, теперь вам нужно будет заплатить  утилизационный сбор 15 миллионов. Вы понимаете, в чем заключается сумасшедший сбор?

Экскаваторы. Самый слабенький новый экскаватор подорожает на 600 тысяч рублей. Старые подорожают на 6 миллионов рублей. До 6 миллионов рублей максимальная планка.

Катки дорожные. Минимальное удорожание – 105 тысяч рублей, максимальное – 1 450 тысяч рублей. Я сам это всё сидел и выписывал. Это не откуда-то взято. Взято из Постановления правительства. Брал калькулятор и сам рассчитывал.

Погрузчики, минимальное удорожание – 150 тысяч рублей, максимальное – 10,5 миллионов рублей. Это способ сделать так, чтобы мы с вами в нашей стране не захотели избавляться от старья.

На самом деле способ здесь в другом. Об этом ниже.

Прицепы. Минимальное подорожание на новый прицеп – 33 тысяч рублей, максимальное – 1 785 тысяч рублей. По прицепам два слова. Остановилась такая отрасль промышленности, как продажа лодок. У нас впереди лето.

Люди, когда покупают лодочку, они ее, как правило, покупают с прицепиком. Так вот, отгрузка прицепа остановлена, из-за вот этого удорожания. Подорожали в результате в два раза.

Их дилеры не хотят покупать, потому что не знают, будет ли клиент переплачивать минимум двойню цену, чтобы перевозить свою лодочку.

Квадроциклы, снегоболотоходы, мотовездеходы, снегоходы. Удорожание от 60 тысяч рублей до 195 тысяч рулей.

Сельхозтрактора новые. Мощность двигателя у трактора 30 лошадиных сил – что за трактор такой? Он подорожает, новый – на 60 тысяч рублей, подержанный – на 210 тысяч рублей. Минуточку, с мощностью двигателя 30 лошадиных сил стоит не больше 100 тысяч рублей. И кто за него сверху заплатит еще 210 тысяч рублей? То есть, сто плюс 210 тысяч рублей.

И это способ поддержать домашние сельские хозяйства. Получается крестьянин не может купить новую технику. Он идет и покупает что-то подержанное. Лишь бы работало. И при этом, он должен заплатить тройную цену. Если мой брат Володя в деревне, надумает продать свой старый трактор. Он его руками перебрал, сделал, прекрасно работает.

Если он надумает его продать, то должен будет заплатить 6 миллионов. Утилизационный сбор. Бред полный.

Сельхозтехника гусеничная. Минимальное удорожание 275 тысяч рублей, максимум 4 миллиона 200 тысяч рублей. Комбайны, зерноуборочные. Я поздравляю наших сельхозпроизводителей и ростовский завод, моих любимых производителей.

Минимальное удорожание подержанных комбайнов зерновых на 360 тысяч рублей, максимальное удорожание с мощностью двигателя 400 лошадиных сил на 1 800 тысяч рублей. Новый подержанный, такой же, на 6 миллионов 800 тысяч рублей.

Интересные цифры? Допустим, бизнесмены согласны платить эти утилизационные сборы. Производители согласны, им деваться некуда, или же штраф, вплоть до уголовного наказания. Допустим, все согласны.

Я задался вопросом: куда же пойдут эти утилизационные сборы? Мне стало интересно, кто из бизнесменов получит или не получит эти деньги. Вот у меня цитата из этого ФЗ.

В соответствие с этим федеральным законом, эти деньги за утилизацию должны будут из федерального бюджета пойти бизнесменам. Они должны буду, цитирую:

«Компенсировать затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами. Образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе, эти затраты связаны с созданием мощностей, инфраструктуры, которая необходима для осуществления такой деятельности»

По закону предполагается, что любой ИП, любой бизнесмен может начинать заниматься этой деятельностью. Он может создать инфраструктуру, перерабатывающие мощности, принимать подержанную технику, а государство ему должно компенсировать все эти затраты.

Интересно. Я стал копать дальше. Во-первых, я попытался найти соответствующие примеры, и кое-что нашел. Я думаю, для вас это будет, с одной стороны, шоком, с другой стороны, ничего удивительного.

Я задался вопросом: может ли обычный бизнесмен заняться этой деятельностью, получить деньги из бюджета, и как много он получит? То есть, хорошо, если утилизационный сбор за новую машину составил 360 тысяч рублей, а за подержанную утилизационный сбор составил 3 миллиона 600 тысяч рублей.

Означает ли это, что наш бизнесмен новоявленный, утилизировавший подержанный погрузчик, за которые заплачено было не 360 тысяч рублей, а 3 миллиона 600 тысяч рублей, получит именно эти 3 миллиона 600 тысяч рублей? Никогда.

В законе написано, что он должен собрать две тонны бумаг. После этого, он эти две тонны должен предоставить в уполномоченный орган и доказать свои фактические расходы.

Государство из бюджета может компенсировать только деньги в рамках его фактических расходов. В законе написано, что государство имеет право отказать по любому поводу, придравшись в бумажках, к любой запятой.

И тут я понял, что бизнесмен этой деятельностью никогда заняться не сможет.

Если вы или кто-то из вас, являетесь просто бизнесменом. Вы уже занимаетесь этой деятельностью, пожалуйста, напишите мне.

Я вам сделаю шикарную рекламу на всю страну, в хорошем смысле этого слова, и на вашем примере мы тогда можем показать, что в нашей стране любой просто бизнесмен может получать компенсации из федерального бюджета по таким видам деятельности. Или то, что я раскопал, показывает, что бизнесмен этих денег никогда не получит.

Что же я раскопал? Проверьте мои данные. Посмотрите, кто является хозяином системы Платон. Посмотрите, как эти парни уже во многих регионах России, в частности, в Москве и Московской области, в Казани подмыли под себя, получив соответствующее распоряжения губернаторов, весь подобный бизнес.

Вот эти ребята действительно будут получать компенсации по полной программе. Обычный бизнесмен, маловероятно сможет вышибить из государства хотя бы 360 тысяч рублей утилизационного сбора. Я думаю, эти парни будут получать по максимальным ставкам.

Хотя мне бы хотелось, чтобы деньги получал обычный бизнесмен.

Этого мало. В этом же федеральном законе есть такое понятие, как экологический сбор. Статья введена федеральным законом №458-ФЗ от 29 декабря 2014 года, статья 24.5 «Экологический сбор». Статья относится к не налоговым доходам федерального бюджета.

Она бьет по карману всех граждан российской Федерации, начиная от младенцев и заканчивая стариками.  Дело вот в чем. Кроме утилизационного сбора, введен так называемый экологический сбор. Направлено внимание на весь спектр производимых и продаваемых, или ввозимых товаров в РФ. Там огромные список.

Здесь написано следующее, цитирую:

«Экологический сбор уплачивается производителями, импортёрами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2–ФЗ»

А в постановлении правительства, которое я уже озвучивал от 10 февраля 2016 года, эти огромные списки перечислены. Что это означает? Что производитель производит простыни. Ваша супруга приходит, покупает простынь. Она ее купит с учётом уже включенного, начиная с 10 февраля экологического сбора.

Не может же производитель работать себе в убыток. Допустим, у него торговая наценка 15%. А этот экологический сбор, эти 15% сжирает. Соответственно, простынь подорожает на 15%. Он произвёл, ему надо заплатить экологический сбор. Поэтому подорожает все. Все вообще. Все товары промышленной группы.

Читайте также:  Как оспорить уменьшение заработной платы

У меня другой вопрос. Нас наказывают по этому экологическому сбору дважды: первый раз нас наказывают увеличением цен, а потом мы платить за вывоз подобного мусора. Вы понимаете, какая штука? Дальше экологический сбор уплачен.

Дальше тот, кто занимается вывозом твердых бытовых отходов, вывозом мусора от жилых домов, он собирает этот мусор. Мы ему платим за вывоз мусора.

А потом он получает еще компенсацию из федерального  бюджета, но опять, кто этот ОН? Догадайтесь сами с трех раз.

И, еще раз, среди вас есть хоть один бизнесмен, просто ИП, который написал соответствующую заявку, напишите мне. Я знаю, как устроен этот бизнес. В этот бизнес влезь намного тяжелее, чем в похоронный бизнес. А в похоронный бизнес со стороны еще ни разу никто не приходил. Это то еще золотое дно.

Постановление правительства РФ от 6 февраля 2016 года №81, 10 февраля вступило в силу и наносит сильнейший удар по многим отраслям промышленности. Продолжает изъятие денег из кармана каждого гражданина РФ в пользу людей… В общем, вы поняли.

Источник: https://turov.pro/novoe-postanovlenie-pravitelstva-ne-pozvolit-nam-izbavitsya-ot-staroy-tehniki-nikogda-pr/

Сколько стоит растаможка мотоцикла — порядок таможенной очистки и расчёта стоимости

Мотоцикл популярное в нашей стране транспортное средство, но, к сожалению, отечественный производитель пока не очень радует взыскательного мотолюбителя, как результат — основной состав двухколёсного мотопарка представлен импортными образцами.

Купить мотоцикл можно в салоне, со склада или по объявлению, а можно попробовать привезти самостоятельно из-за границы.

В данной статье попытаемся выяснить, выгодно ли физлицу завозить мотоцикл самостоятельно с финансовой точки зрения, и какие нюансы нужно учитывать, если вы решили сделать импорт мотоциклов своим бизнесом.

Порядок растаможки мотоцикла

Схема мало чем отличается от аналогичной для любого другого товара. Разница появляется, если вы хотите не просто ввезти мотоцикл для собственных нужд, а самолично въехать на нём из-за границы.

Отличия незначительны и сводятся к тому, что ряд действий, в том числе и внесение депозита, придётся выполнить заранее, чтобы к вашему появлению на таможенно-пропускном пункте деньги уже были на соответствующем счету госказначейства, а предварительные данные о мотоцикле — в таможенной системе.

Итак, алгоритм действий:

  1. Совершаете покупку, требуете у продавца всю имеющуюся техническую документацию, а также коммерческие документы — инвойс или купчую.
    Если сделка происходит между двумя юридическими лицами субъектами внешнеэкономической деятельности, то обязателен контракт с указанием условий и цены поставки.
  2. Определение таможенного кода мотоцикла обычно не составляет труда, так как в международной практике, хотя бы первые 6 цифр обычно совпадают, вычислить оставшиеся 4 можно даже самостоятельно, зная точный объём двигателя.
  3. В зависимости от кода рассчитываем платежи. Это сбор за таможенное оформление, пошлина, акциз, НДС. Для юр. лиц пошлина составляет 16-20% плюс НДС 18%.
    Физлица для собственных нужд ввозят мотоцикла по единой ставке 41,6%. Если двигатель 150 л. с. и более, то дополнительно рассчитывается акциз.
  4. Вместе с брокером составляется предварительная декларация, и вносятся все платежи на соответствующий счёт госказначейства.

Это всё. Ваш мотоцикл (или партия мотоциклов) готов к пересечению государственной границы.

Далее поговорим подробнее о финансовой составляющей — расчёте платежей.

Сколько стоит растаможка мотоцикла — подсчёт платежей

Кроме оплаты продавцу за сам товар при импорте транспортных средств с его будущего владельца обязательно также взимаются в пользу государства ряд платежей. Это:

  • пошлина;
  • для мотоциклов с мощностью свыше 112,5 кВт (150 л. с.) — акциз;
  • НДС;
  • сбор за таможенное оформление.

Официально вы платить не обязаны, но в действительности придётся:

  • брокерские услуги;
  • сертификация.

Хорошая новость состоит в том, что утилизационный сбор за мотоциклы не взимается.

Далее все по порядку.

Утилизационный сбор на мотоциклы не взимается.

Пошлина

Пошлина для партии мотоциклов зависит от объёма двигателя: чем больше объём, тем ниже пошлина.

Для примера возьмем 16% пошлину на мотоцикл с объёмом движка 2000 кубических сантиметров. Пошлина насчитывается не на закупочную стоимость мотоцикла, а на так называемую таможенную стоимость (далее ТС).

ТС в идеале — это цена закупки плюс стоимость транспортировки до таможенной границы РФ.

То есть, если вы уплатили продавцу 2000 долларов, и еще 400 долларов за доставку, то 16% будут высчитываться исходя из суммы 2400.

Есть нюанс — вам могут не поверить, что мотоцикл куплен за 2000, а не дороже.

Для неоднозначных случаев у таможенников есть специальные реестры-каталоги, согласно которым они вычисляют стоимость импортируемого мотоцикла, б/у и нового.

Реальное состояние мотоцикла работниками таможни не учитывается: даже абсолютно «убитый» мотоцикл, скажем, 2008 года выпуска в таможенных каталогах стоит дороже, чем эта же модель в отличном состоянии, но произведенная, к примеру,  в 2006-ом году.

  • Если вам повезло купить мотоцикл за 2000, в то время как в каталоге оценочная стоимость аналогичной модели составляет 3000 долларов, то платежи вам начислят исходя из большей суммы (3000).
  • Если в каталоге цена ниже, чем в инвойсе, то опять начислят исходя из более высокой стоимости (3000).

Что делать, если вы не согласны с вменяемой вам ТС, влияющей на общую стоимость растаможки мотоцикла? На этот случай есть экспертиза.

Вы должны заказать её за свой счёт, причём в тот момент, когда у эксперта есть реальный доступ к новоприбывшему транспортному средству и у вас есть документ, подтверждающий пересечение мотоциклом таможенную границу РФ.

Фактически мотоцикл на этот момент уже простаивает на терминале и таможня «включила счётчик» за дополнительное хранение, а транспортники, если таковые тоже участвуют в транзакции, ежедневно насчитывают вам суммы за простой.

Экспертиза по времени займёт не менее 3-х дней, и обойдётся в 2000 руб. и выше. Прежде чем принимать решение, следует посчитать, сколько вы сэкономите платежей, и сколько вам накинут сверху за простой и дополнительное хранение.

Каждый случай индивидуален — экспертиза однозначно выгодна, если речь идёт о завышении стоимости на партию б/у мотоциклов одной модели, если речь о недорогом единичном транспортном средстве — заказ экспертной оценки не может быть выгодным.

Предположим, с таможенной стоимостью мы разобрались и пошлину нам начислили. Далее идёт НДС.

НДС

В РФ НДС составляет 18% и начисляется уже на сумму, полученную вместе с пошлиной (и акцизом, если таковой имеется).

Формула расчёта платежей с НДС выглядит так «(ТС*1,16*1,18) — ТС».

В наших цифрах получается уравнение: (2400*1,16*1,18) — 2400 = 885,12, т.е. сумма платежей исходя из ТС 2400 составляет 885,12 дол.

Сбор за таможенное оформление

На фоне вышеприведённой цифры сбор за таможенное оформление для физ. лиц в размере 250 руб. кажется сущей мелочью.

«Физикам» таможенное оформление мотоцикла обойдётся в 250 рублей.

Для крупных партий товара, ввозимого юридическими лицами, размер этого сбора зависит от общей стоимости контракта.

Брокерские услуги

Для организации взаимодействия с таможней вам придётся обратиться к посреднику — к услугам таможенного брокера, которые обойдутся в зависимости от региона РФ, но не ниже 5000 руб.

Кроме того, хороший брокер обязательно вам подскажет, где заказать сертификацию на мотоцикл. Цены на последнюю услугу тоже разнятся, но приготовьтесь отдать еще в районе 3000 руб.

С теорией все понятно, теперь попробуем представить, как растаможка будет выглядеть технически.

Техническая сторона растаможки мотоцикла

Если мотоцикл едет к вам в составе сборного груза, а не собственным ходом, то вы заранее должны предоставить брокеру:

  • коммерческие документы (инвойс или купчая),
  • технические документы (техпаспорт, свежеоформленный сертификат).

На основании чего брокер сделает предварительную декларацию (таможенный сертификат) и по средствам таможенной системы отправит её на тот погран. переход, через который ваш мотоцикл попадёт на территорию РФ.

Номер предварительной декларации обязательно должен быть сообщен лицу, сопровождающему мотоцикл (обычно водитель).

Ещё одним необходимым условием для пересечения границы является внесение всех платежей в пользу и на счёт государства. То есть, пошлину и НДС вы должны оплатить заранее, можно это сделать на своей региональной таможне или просто перечислить сумму по реквизитам, которые выдаст вам брокер.

Если мотоцикл доставляют только до границы, то вам придётся самостоятельно «встречать» его на таможенном переходе, пограничники вам расскажут что к чему, но в любом случае побегать придётся.

После пересечения границы вам будет дано несколько дней на доставку мотоцикла до места непосредственной таможенной очистки.

Если вовремя не доедете, то будете жестоко оштрафованы, вплоть до судебного разбирательства и лишения транспортного средства.

Но смысла оттягивать этот процесс нет, так как фактически вы уже за всё заплатили, остались только организационные и бумажные вопросы, и ваш мотоцикл готов к постановке на учёт.

Стоит ли обращаться к дилерам

Вы изучили всю информацию, использовали все ресурсы, в том числе и калькулятор растаможки за 2014-15 года и просчитали всю процедуру, но оказалось, что у дилеров цена ниже, в чём причина?

Процедура растаможки крупных партий оптовых операторов мало чем отличается от растаможки единичного мотоцикла для собственных нужд, но у крупных операторов есть ряд объективных преимуществ — дилерская скидка, у физлица её нет.

При покупке из-за рубежа у субъекта внешнеэкономической деятельности НДС не включён в закупочную цену, а при покупке одной единицы техники физлицом, тем более б/у, НДС, скорее всего дважды будет учтён в стоимости. Даже если продавец его вернёт, то конечному покупателю может не сообщить.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспорт».

Источник: https://vedinform.com/customs/auto/rastamozhka-mototsikla.html

Что нужно знать про утилизационный сбор на спецтехнику

Российский рынок спецтехники – это огромный сегмент, где оборот исчисляется миллиардами рублей. Значительная часть рынка составляет импорт поддержанной спецтехники, которая в своих странах должна была утилизироваться.

Но вместо этого, «косяками» гонится на Восток, и реализуется на территории нашей страны. Только по данным Союза производителей стройтехники, ввоз поддержанной строительно-дорожной техники, ежегодно, превышает 1,2 миллиона единиц.

Первые тревожные звоночки, стали поступать от отечественных производителей, еще в 2002 году. Правительство осторожно «прощупывало почву», пытаясь найти приемлемое решение. И только в 2012 г. был введен утилизационный сбор на поддержанные автомобили, с целью улучшения экологической обстановки.

А в 2016 г такой пошлиной стали облагать и спецтехнику, в том числе и сельскохозяйственную: косилки, комбайны, тракторы и минитракторы и др. Все виды самоходных машин и прицепов к ним, производимых или ввозимых в страну, после 1 января 2016 года, облагаются этим сбором.

Частных лиц закон коснулся незначительно, если не учитывать общее подорожание на автомобильном рынке. В большей степени, он отразился на компаниях, занимающихся закупками спецтехники за рубежом, и использующие их в коммерческих целях.

  Цель введения утилизационного сбора.

Из-за членства России в ВТО, позиции зарубежных производителей спецтехники на отечественном рынке, усилились. Причиной этому стало уменьшение таможенных пошлин на ввоз товара. Для компенсации потерь и ослабления позиций заграничных автопроизводителей, был введен этот сбор.

Читайте также:  Налоговый вычет за лечение родителей 2018: как вернуть, порядок оформления, документы

На самом деле, преследуется не одна цель. Есть формальные поводы, и основные мотивы, которые стали катализатором принятия таких мер правительством. Среди них:

  1. улучшение экологии. По принятым правилам, деньги от сборов, могут выделяться на стимулирование производства двигателей класса ЕВРО 5 и 6, с уменьшенной токсичностью выхлопов;
  2. обновление парка спецтехники. Стало затратным содержание поддержанной импортной техники;
  3. изыскание средств на утилизацию бесхозной техники;
  4. стимулирование экономики страны, в том числе и машиностроения. Увеличились субсидии, госзакупки, продажи, и т.д.;
  5. поддержка отечественного производителя спецтехники. (Такова была идея. Однако, значительная доля комплектующих, по-прежнему, ввозится из-за границы. В России их нет, так как нет налаженного производства необходимых деталей. По факту, цены выросли не только на зарубежную продукцию, но и отечественную);
  6. пополнение бюджета.

Суть утилизационного сбора и его расчет.

Утилизационный сбор – единожды начисленная пошлина владельцу или производителю транспортного средства.

6 февраля 2016, были утверждены правила уплаты этого сбора, где четко прописано, кто и сколько должен платить.  

  • Минимальную ставку начисляют лицам, эксплуатирующим новую технику, не старше 3-х лет.
  • Всем остальным начисляется пошлина, размер которой вычисляется по формуле:

                         УтСб = БазСт * К

                         где:

                         УтСб – величина утилизационного сбора;

                         БазСт – базовая ставка – для спецтехники. На сегодняшний день, она составляет 172 500 рублей;

                         К – коэффициент – величина корректировки стоимости, которая вычисляется следующим образом:

                         год выпуска+ масса автомобиля/ мощность двигателя

В общем, все не сложно, тем более есть таблицы, где внесены коэффициенты базовых групп транспорта. А так же, калькуляторы расчета величины сбора, есть на многих специализированных сайтах. Уметь заранее вычислять величину утилизационного сбора, должен и производитель, и потенциальный покупатель спецтехники, для понимания того, как увеличится конечная стоимость транспорта.  

  Кто платит утилизационный сбор.

Пошлина распространяется на 19 видов транспорта специального назначения. Автогрейдеры, экскаваторы, бульдозеры, перегружатели колесные, тракторы и минитракторы, комбайны, и другие.

Бремя выплат на отечественную технику, ложится на плечи производителей. А за право обладания импортной спецмашиной, придется платить владельцу – как физическому, так и юридическому лицу. Платить нужно и в случае покупки из-за границы, и если бывший владелец не уплатил этот сбор (даже если тот был освобожден от уплаты).

При ввозе в страну, сбор изымает таможня. В случае совершения сделки купли/продажи на территории страны, за сбор отвечает налоговая служба.

После выплаты, в ПСМ (паспорт самоходной машины) ставится отметка. Без этого, технику не поставят на учет.

В налоговые органы предоставляются следующие документы:

  • расчет суммы утилизационного сбора, по форме, утверждаемой Федеральной налоговой службой;
  • технический паспорт (бланк);
  • копии сертификатов и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • квитанция оплаты пошлины. Ее нужно хранить до продажи или утилизации техники.

Не освобождается от уплаты, даже самостоятельно собранная, из частей других машин, автотехника. ФНС необходимо предоставить копию ПТС того транспортного средства, которое использовалось как прототип при конструировании собранной машины.

Покупать менее функциональную отечественную технику, либо мощный, но дорогой зарубежный аналог, каждый фермер решает сам, исходя из своих реальных потребностей

Стоит отметить, что никакой ответственности, непосредственно, за неуплату утиль.сбора, законом не предусмотрено. Однако, без уплаты этой пошлины, вам откажут в регистрации вашей техники и постановке на учет в ГИБДД.

Эксплуатация незарегистрированной техники, карается штрафом. В первый раз, за «несвоевременную регистрацию», физические лица штрафуются на 2000 р, юридические лица – 10000 р.

Дальнейшие санкции будут суровыми, вплоть до лишения водительских прав.

  Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора.

Правило об обязательном утилизационном сборе, как и любое другое правило, имеет исключения. Есть обстоятельства, наличие которых  полностью освобождает от выплаты сбора:

  1. транспорт принадлежит международным службам – МИД, генконсульства, диппредставительства, и т.д.;
  2. срок эксплуатации данного транспортного средства превышает 30 лет. При том, все детали оригинальные, и не используется для получения коммерческой выгоды. За такую машину платить не придется;
  3. ввоз в страну спецтехники, происходит по программе переселения российских граждан на родину. Эта категория, также, получает полное освобождение;
  4. транспорт был куплен до выхода и вступления в силу, закона об обязательном утилизационном сборе;
  5. производитель, который берет на себя утилизацию техники, после окончания срока службы, также, получает дозволение, не платить утилизационный сбор.

Некоторые предприятия, добросовестно, начинают строительство утилькомплексов. Другие же заняли выжидательную позицию, надеясь найти способ уклонения от, взятых на себя, обязательств.

  Порядок выплаты.

Сначала необходимо узнать код вашего транспорта, согласно классификации банка. Это можно сделать на порталах налоговой и таможенной служб, также, в банке, где будет производиться оплата. Физическое лицо может это сделать в любом отделении, любого банка или переводом необходимой суммы на счет.

Юридические лица производят выплату только со своего расчетного счета, получая платежный документ, для предъявления в ГИБДД, при постановке техники на учет.

В случае если расчет величины пошлины был некорректным, надо это исправлять. При недоплате – доплатить. Если же вы переплатили, придется писать заявление на возвращение избыточной части оплаты.

Заявление подается в той структуре, на чье имя производилась оплата – налоговая или таможенная служба. В пятидневный срок, со дня принятия решения о возврате (налоговой или таможенной службой), деньги вам вернут.

Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.

При регистрации транспорта, можно получить отказ, если недостающая сумма не была доплачена.

  Изменения в правилах оплаты утилизационного сбора в 2018.

С июля 2018г действуют новые ставки утилизационного сбора для спецтехники, утвержденные правительством. Согласно принятому постановлению, ставки повышаются следующим образом:

  1. Базовая ставка составляет 172 500 руб. или 203 550 руб. с НДС
  2. Коэффициент вычисляется, исходя из мощности мотора.
  3. Срок представления документов об оплате 15 дней. Дальше будут начисляться пенни
  4. Отныне, под утиль подпадают самоходные погрузчики с электродвигателями.

Изменение величины пошлины произошло, в основном, в сторону увеличения. Среднее значение увеличения – 15%, в денежном эквиваленте – от 14 тыс. (до 2,5 т), до 83 тыс. (для техники до 50 т).

Например: Размер утилизационного сбора для категории «Тракторы колесные, с мощностью силовой установки не более 30 л.с» составит:

  1. с момента выпуска которых прошло не более 3 лет – 69 000 руб.

        (базовая ставка 172 500 руб  * К 0,4);

  1. с момента выпуска которых прошло более 3 лет – 310 500 руб.

         (базовая ставка 172 500 руб  * К 1,8).

Удивительно, но изменения произошли и в сторону уменьшения величины сбора. Например:

  • погрузчики фронтальные, грузоподъемностью 6-7 т. – уменьшение на 26%;
  • гусеничные экскаваторы (20-22 т.) – уменьшение на 23%.

  Последствия введения утилизационного сбора.

Глубокий анализ сложившейся ситуации, породил некоторые сомнения, относительно абсолютной пользы введения этой пошлины. В частности, по моему субъективному мнению, могут возникнуть следующие осложнения:

  1. повышение конечной стоимости спецтехники;
  2. постепенное сокращение, вплоть до полного ухода с рынка, функциональной и качественной техники. Рынок спецтехники существенно «просядет»;
  3. большие сложности для малого и среднего бизнеса, связанные с сокращением уровня продаж;
  4. увеличение цен на сельхозтехнику, спровоцирует рост цен на сельхозпродукцию;
  5. обновление парков спецтехники значительно затормозится;

Отношение к утилизационному сбору двоякое: с одной стороны, в казну поступают значительные средства, которые пойдут на оздоровление экономики. Но, с другого боку, он сильно бьет по бюджету, как частного лица, так и среднего и малого бизнеса. Как правительство будет осуществлять поддержку среднего слоя населения, насколько действенными будут принятые меры – покажет время!

12.08.2018

Источник: https://www.motoblok-shop.ru/blogs/blog/chto-nuzhno-znat-pro-utilizatsionnyy-sbor-na-spetstehniku

Утилизационный сбор на спецтехнику. Цифры

Практически любая самоходная техника и любые автомобили попадают под утиль-сбор, в том числе все легковые автомобили, грузовые автомобили (категории B,C в т.ч седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал), на автобусы, на шасси транспортных средств, на снегоходы.

Утилизационный сбор также распространяется на сельскохозяйственные самоходные машины, в том числе на комбайны, косилки, опрыскиватели.
Выделено 20 основных групп спецтехники, с перечнем техники за утилизацию, которой необходимо платить, среди них:

  • Автогрейдеры
  • Бульдозеры
  • Экскаваторы гусеничные
  • Экскаваторы и перегружатели колесные
  • Катки дорожные
  • Погрузчики
  • Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств
  • Краны-трубоукладчики
  • Прицепы, полуприцепы
  • Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств
  • Машины валочно-трелевочные, валочно-сучкорезно-раскряжевочные, (харвестеры) валочно-сучкорезно-раскряжевочно-пакетирующие, валочно-пакетирующие, валочно-рубильные
  • Машины погрузочно-транспортирующие (форвардеры)
  • Лесопогрузчики и машины для трелевки леса
  • Мотовездеходы
  • Снегоходы
  • Тракторы сельскохозяйственные колесные
  • Тракторы сельскохозяйственные гусеничные
  • Комбайны зерноуборочные
  • Комбайны кормоуборочные
  • Машины сельскохозяйственные самоходные

Все производители и поставщики техники, которая есть в вышеуказанном перечне. При уплате сбора не делается никакой разницы между отечественными производителями спецтехники и иностранными заводами-производителями, т.е. и завод в России выпускающий, скажем, трактора и дилер иностранной компании при ввозе, например, экскаватора обязаны будут уплатить этот утилизационный сбор.

Постановлением предусмотрена базовая ставка утилизационного сбора в размере 150 000 российских рублей, но в зависимости от вида техники применяются повышающие коэффициенты, исходя из веса, мощности и возраста техники и окончательные суммы выглядят так:

Виды и категории транспортных средств Сумма утилизационного сбора в рублях РФ
До 3-х летс даты выпуска Старше 3-х летс даты выпуска
Автогрейдеры
Массой не более 10 тонн 480 000 1 275 000
Массой свыше 10 тонн, но не более 14 тонн 630 000 1 650 000
Массой свыше 14 тонн, но не более 17 тонн 900 000 2 430 000
Массой свыше 17 тонн 1 200 000 3 555 000
Бульдозеры
Массой не более 10 тонн 600 000 1 800 000
Массой свыше 10 тонн, но не более 24 тонн 1 050 000 5 250 000
Массой свыше 24 тонн, но не более 35 тонн 1 260 000 8 250 000
Массой свыше 35 тонн, но не более 50 тонн 1 500 000 10 500 000
Массой свыше 50 тонн 2 250 000 15 000 000
Экскаваторы
Лёгкие, массой до 17 тонн при мощности двигателя до 170 л.с. 600 000 2 550 000
Средние, массой от 17 и до 32 тонн при мощности двигателя от 170 и до 250 л.с. 900 000 3 750 000
Тяжёлые, массой от 32 тонн при мощности двигателя от 250 л.с. 1 200 000 6 075 000
Перегружатели колесные (в т.ч. экскаваторы-погрузчики)
Легкие, массой до 15 тонн при мощности двигателя до 100 л.с. 375 000 11 490 000
Средние, массой от 15 и до 16,5 тонн при мощности двигателя от 100 и до 150 л.с. 495 000 18 795 000
Средние, массой от 16,5 и до 22 тонн при мощности двигателя от 100 и до 150 л.с. 600 000 18 795 000
Тяжелые, массой от 22 тонн при мощности двигателя от 150 л.с. 660 000 24 135 000
Катки дорожные
Легкие, массой до 4 тонн 105 000 480 000
Средние, массой от 4 тонн и до 10 тонн 255 000 1 095 000
Тяжелые, массой от 10 тонн 330 000 1 455 000
Погрузчики
Массой до 4 тонн 150 000 900 000
Массой от 4 и до 8 тонн 300 000 1 500 000
Массой от 8 и до 13,5 тонн 600 000 2 550 000
Массой от 13,5 и до 16,5 тонн 675 000 3 000 000
Массой от 16,5 и до 22 тонн 750 000 4 500 000
Массой от 22 и до 34 тонн 1 050 000 5 250 000
Массой от 34 тонн 2 175 000 10 500 000
Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств.
Легкие, массой до 17 тонн при мощности двигателя до 170 л.с. 1 725 000 6 645 000
Средние, массой от 17 и до 32 тонн при мощности двигателя от 200 и до 250 л.с. 3 405 000 14 325 000
Тяжелые, массой от 32 тонны при мощности двигателя от 250 л.с. 4 545 000 35 715 000
Краны-трубоукладчики
Массой до 25 тонн 1 500 000 4 500 000
Массой от 25 и до 35 тонн 2 400 000 7 500 000
Массой от 35 и до 50 тонн 3 150 000 10 500 000
Массой от 50 тонн 3 750 000 15 000 000
Прицепы
Массой от 0,75 и до 3,5 тонн 330 000 1 500 000
Массой от 3,5 и до 10 тонн 390 000 1 725 000
Массой от 10 тонн 405 000 1 785 000
Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств.
Легкие, массой до 5 тонн при мощности двигателя до 100 л.с. 420 000 1 635 000
Средние, массой от 5 и до 15 тонн при мощности двигателя от 100 и до 220 л.с. 615 000 2 475 000
Тяжелые, массой от 15 тонн при мощности двигателя от 220 л.с. 705 000 2 895 000
Машины для лесного хозяйства, в т.ч. типа «форвардер»
Легкие, массой до 12 тонн 1 200 000 7 500 000
Средние, массой от 12 и до 17 тонн 2 175 000 9 000 000
Тяжелые, массой от 17 тонн 2 700 000 10 500 000
Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы
Легкие, массой до 12 тонн 1 200 000 1 500 000
Средние, массой от 12 и до 17 тонн 2 175 000 6 750 000
Тяжелые, массой от 17 тонн 2 700 000 9 000 000
Мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы, снегоходы
С объемом двигателя до 299 куб. сантиметров 60 000 105 000
С объемом двигателя от 300 и до 1500 куб. сантиметров 105 000 195 000
Тракторы сельскохозяйственные колесные
Мощностью двигателя до 30 л.с. 60 000 270 000
Мощностью двигателя от 30 и до 60 л.с. 75 000 330 000
Мощностью двигателя   от 60 и до 90 л.с. 105 000 450 000
Мощностью двигателя от 90 и до 130 л.с. 225 000 1 050 000
Мощностью двигателя   от 130 и до 180 л.с. 375 000 1 500 000
Мощностью двигателя   от 180 и до 220 л.с. 450 000 2 250 000
Мощностью двигателя от 220 и до 280 л.с. 570 000 3 000 000
Мощностью двигателя от 280 и до 340 л.с. 750 000 3 300 000
Мощностью двигателя   от 340 и до 380 л.с. 1 005 000 3 750 000
Мощностью двигателя от 380 л.с. 1 350 000 6 000 000
Тракторы сельскохозяйственные колесные
Мощностью двигателя до 100 л.с. 225 000 1 050 000
Мощностью двигателя от 100 и до 200 л.с. 375 000 1 500 000
Мощностью двигателя от 200 л.с. 1 350 000 4 200 000
Комбайны зерноуборочные
Мощностью двигателя до 160 л.с. 360 000 1 320 000
Мощностью двигателя от 160 и до 220 л.с. 540 000 1 980 000
Мощностью двигателя от 220 и до 255 л.с. 750 000 2 640 000
Мощностью двигателя от 255 и до 325 л.с. 975 000 3 300 000
Мощностью двигателя от 325 и до 400 л.с. 1 275 000 4 488 000
Мощностью двигателя от 400 л.с. 1 800 000 6 819 000
Комбайны кормоуборочные
Мощностью двигателя до 295 л.с. 750 000 1 914 000
Мощностью двигателя от 295 и до 401 л.с. 1 380 000 3 960 000
Мощностью двигателя от 401 л.с. 2 160 000 7 920 000
Машины сельскохозяйственные самоходные
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью двигателя до 100 л.с. 300 000 1 500 000
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью двигателя от 100 и до 300 л.с. 1 200 000 4 500 000
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью двигателя от 300 л.с. 2 400 000 6 000 000
Косилки самоходные 600 000 2 199 000
Читайте также:  Отчетность тсж в 2018 на усн, осно: налоговый и бухгалтерский учет, сроки

С 01 января 2016, т.е. любая специальная техника, ввозимая в Россию или произведенная в нашей стране, после этой даты автоматически попадает под уплату этого сбора. Но на технику, произведенную или ввезенную ранее, это не распространяется.

Несомненно, данный сбор в условиях непростой экономической ситуации в России – мера вынужденная и имеет как свои плюсы в виде защиты отечественного машиностроения, ограничения импорта и пополнения бюджета, так и минусы в виде дополнительных сложностей небольших российских заводов выпускающих недорогую спецтехнику и работе самой технике буквально на износ. Пока все эксперты сходятся во мнении, что: во-первых, теперь большинству заказчиков, ранее стабильно обновлявших парк машин, придется работать на своей технике большее, чем они планировали время, откладывая покупку нового экскаватора или комбайна до лучших времен, а во-вторых, цены на спецтехнику вырастут на величину утилизационного сбора, делая для многих приобретение новой техники практически невозможным. Ввоз в Россию б/у строительной техники старше 3-х лет станет крайне невыгодным.

Источник: https://a-trucks24.ru/utilizacionnyj-sbor-na-spectehniku-cifry/

Утилизационный сбор привел к перебоям на рынке сельхозтехники :: Экономика :: РБК

Из-за утилизационного сбора на самоходные машины, введенного в феврале, начались проблемы на рынке сельхозтехники, узнал РБК. Ряд компаний приостановил отгрузку техники государственному «Росагролизингу» из-за роста цен

Фото: «РИА Новости»

​Введенный недавно правительством утилизационный сбор на самоходные машины ударит по рынку сельхозтехники. Ряд поставщиков в одностороннем порядке уведомил госкомпанию «Росагролизинг» о приостановке отгрузки техники, заявила на минувшей неделе в Госдуме заместитель руководителя компании Наталья Зудина.

Она рассказала, что поставщики сообщили о грядущем повышении цен: увеличение стоимости колесного трактора мощностью 60 л.с. может составить 15,5% (с 798 тыс. до 922 тыс. руб.), трактора «Кировец К-744Р3» мощностью 390 л.с. — 21,1% (с 7,5 млн до 9,1 млн руб.), а комбайн «Ростсельмаш» может подорожать на 33%, до 10,1 млн руб.

Поставки приостановлены до прояснения ситуации с утилизационным сбором, сказала Зудина.

«Росагролизинг», который закупает технику и передает ее в лизинг агрофирмам, получил от ряда компаний новые ценовые предложения на сельхозтехнику, в стоимость которой включен утилизационный сбор, поясняет источник в «Росагролизинге». Речь о компаниях, с которыми у «Росагролизинга» истекают сроки действия ценовых соглашений. В частности, предложения с новыми ценами поступили от компаний «Агротехмаш», «Казаньсельмаш», «Мордовагромаш», говорит собеседник РБК.

Наталья Зудина обратилась за помощью к депутатам аграрного комитета Думы: по ее словам, постановление правительства требует корректировки. Депутаты знают о проблеме с повышением цен на агротехнику и готовы направить запросы в соответствующие ведомства, сказал РБК первый заместитель председателя аграрного комитета Думы Айрат Хайруллин.

Минсельхоз тоже считает, что ситуацию нужно исправлять.

«Минсельхоз считает целесообразным внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты правительства с тем, чтобы нивелировать последствия введения утилизационного сбора для сельхозпроизводителей», — сообщила РБК пресс-служба ведомства, указав при этом, что эти вопросы относятся к компетенции Минпромторга.

«Наше ценовое соглашение находится [на согласовании] в «Росагролизинге». Мы этот вопрос изучаем, ждем разъяснений [от компании], как это будет происходить.

От результата разъяснений будут зависеть результаты переговоров», — говорит РБК исполнительный директор санкт-петербургской компании «Агротехмаш» (производит тракторы под торговой маркой Terrion) Виталий Кулагин.

С представителями «Казаньсельмаша» и «Мордовагромаша» РБК связаться не удалось.

Утильсбор на миллионы

Размер утилизационного сбора для самоходных машин, к которым причислены строительная, дорожная и сельхозтехника, установлен постановлением правительства от 6 февраля 2016 года; постановление вступило в силу немедленно.

Под одинаковое обложение попадает и ввезенная в Россию, и произведенная в стране техника, следует из закона об утилизационном сборе, действующего с 1 января 2016 года.

За импортные машины сбор уплачивает тот, кто их ввозит, за произведенные в России — производитель, но за технику, купленную в России, может заплатить и покупатель, если по закону или вопреки ему утилизационный сбор не был уплачен.

Базовую ставку сбора на сельскохозяйственную, строительную и дорожную технику правительство установило в размере 150 тыс. руб. Для определения точной величины сбора базовая ставка умножается на определенный коэффициент — его величина зависит от мощности силовой установки трактора или комбайна, а также возраста машины.

В частности, коэффициенты для расчета утильсбора на новые колесные тракторы в зависимости от мощности составляют от 0,4 до 9 базовых ставок (соответственно, величина сбора — от 60 тыс. до 1,35 млн руб.), для тех же тракторов старше трех лет — от 1,8 до 40 базовых ставок (270 тыс. — 6 млн руб.).

Еще выше коэффициенты и, соответственно, величина сбора для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов: для машин старше трех лет она может достигать 7,9 млн руб.

Нагрузка на российских производителей не будет существенной в сравнении с бывшей в эксплуатации импортной техникой, утверждает Кулагин из «Агротехмаша».

Введение утилизационного сбора не отразилось на ритмичности поставок техники концерна «Тракторные заводы» потребителям, сообщил РБК пресс-секретарь концерна.

Он отметил, что пока введение утилизационного сбора не отразилось на увеличении цены: стоимость растет только на величину инфляции. «Утилизационный сбор — новый проект, который действует с января 2016 года.

В настоящее время идет решение необходимых организационных и процедурных вопросов», — говорит он.

Заместитель директора по работе с органами власти и внешним связям Петербургского тракторного завода Андрей Ефимов, напротив, отмечает, что введение утилизационного сбора позитивно отразилось на работе завода.

«Это даст нам определенные ценовые преимущества по отношению к импортируемым иностранным образцам техники, тем более бывшим в эксплуатации. На импортируемую технику, особенно в возрасте старше трех лет, ставки утилизационного сбора в несколько раз выше, нежели на импортируемую новую технику», — говорит Ефимов.

Он уточнил, что подержанная зарубежная техника занимает не более 25% рынка. Он отметил, что пока удается не повышать цены за счет «оптимизации издержек».

С Ефимовым согласен и директор российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Евгений Корчевой.

Он считает, что благодаря введению утилизационного сбора на российском рынке сельхозтехники будут созданы равные условия для отечественных и зарубежных производителей. «Данный закон упорядочит и ограничит бесконтрольный ввоз бывшей в эксплуатации техники.

В странах ЕС существуют жесткие требования к срокам эксплуатации сельхозтехники и еще более жесткие требования по экологическим выбросам.

Получается, что старая техника, не соответствующая требованиям по выбросам и отслужившая свой век в Европе или Америке, отправляется не на утилизацию, а к нам в Россию», — приводил его слова отраслевой портал «Агроинфо». По его словам, в последние годы бывшая в эксплуатации техника поставлялась преимущественно из США и Германии.

Не только комбайны

Наряду с сельскохозяйственной, строительной, дорожной техникой и техникой для обустройства леса, под действие правительственного постановления об утилизационном сборе неожиданно подпали снегоходы, квадроциклы, мотовездеходы и снегоболотоходы. Базовая ставка сбора и коэффициенты для всех этих видов техники одинаковы.

Такой подход грозит разорением импортерам и продавцам квадроциклов и снегоходов, писали петербургские участники рынка уполномоченному по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александру Абросимову (о письме сообщала «Фонтанка.ру»). В частности, доля сбора в цене снегохода Sportsman ETX составит 19% (550 тыс. руб.), что гораздо больше той же доли в цене трактора «Беларусь-892.

2» (8,5% от стоимости, или 1,2 млн руб.), сетовали авторы послания.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/01/03/2016/56d5d32f9a794745d16cafbd

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector