Сведения составляющие банковскую тайну — порядок предоставления фнс

Банковская тайна была, есть и не будет | Статьи

Сведения составляющие банковскую тайну - порядок предоставления ФНС

Гузаль Яруллина, студентка, Институт финансового и банковского права, МГЮА им. О.Е. Кутафина, г. Москва.

После принятия Закона от 28.04.2013 N 134-ФЗ в России банковская тайна, по всей видимости, приказала долго жить. Теперь для получения налоговыми органами информации о счетах им даже не требуется решения суда.

За рубежом тоже, судя по всему, банковская тайна близка к смерти. Даже самые «молчаливые» швейцарские банки сдаются под натиском международного сообщества.

Расскажем о последних трендах в сфере банковской тайны в российском праве и о том, как и почему раскрываются тайны вкладов в России.

В России

Конституция РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Одной из гарантий данного права является институт банковской тайны. Вместе с тем при проведении мероприятий налогового контроля возникает необходимость передачи сведений, составляющих банковскую тайну.

Об особенностях взаимоотношений банка и фискальных органов пойдет речь в статье.

Что в тайне?

Понятие банковской тайны содержится в ст. 857 ГК РФ и в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — ФЗ о банках).

В законодательстве отсутствует определение этого термина, а в теории его определяют как «особый, определенный законом правовой режим информации о клиентах и их операциях, которая стала известна банку в силу осуществления им банковской деятельности».

Нормативные акты закрепляют круг сведений, которые являются банковской тайной, субъектов, обязанных ее соблюдать, и их обязанности в связи с этим.

Обязанность гарантировать банковскую тайну клиенту налагается на кредитные организации, Банк России и другие субъекты, в том числе органы и агентов валютного контроля, Агентство по страхованию вкладов.

Очевидно, кредитные организации являются первичными пользователями информации этого типа, можно также сказать, что они формируют эти данные. Поэтому в первую очередь именно на них законом возлагается обязанность хранения банковской тайны.

Налоговые органы тоже имеют доступ к сведениям, входящим в данный тип тайны, но в законе прямо не указана их обязанность по сохранению этих сведений.

При этом банковская тайна играет очень важную роль во взаимоотношениях кредитной организации и налоговых органов.

Необходимость передачи сведений, составляющих банковскую тайну, возникает при проведении мероприятий налогового контроля, когда вопрос баланса интересов налоговых органов и налогоплательщиков стоит очень остро.

Какие сведения о налогоплательщике входят в банковскую тайну? Содержание банковской тайны по ГК РФ включает информацию о банковском счете и банковском вкладе, об операциях по счету и сведения о клиенте. ФЗ о банках дает более широкий перечень информации, подлежащей защите, добавляя в него иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Информация, входящая в понятие банковской тайны, может иметь разное значение в зависимости от субъекта, использующего ее.

То есть для клиента банка как обладателя информации, являющейся банковской тайной, эти данные будут личной тайной, которая должна быть защищена от посторонних лиц, что гарантируется Конституцией.

Для кредитной организации банковская тайна — это информация, которая была получена от клиента в результате заключения с ним договора и которую нужно охранять от третьих лиц под угрозой определенных санкций.

Для третьих лиц — это информация, имеющая особый режим обращения и доступа и не подлежащая разглашению. Для государственных органов банковская тайна носит иной характер.

Чтобы получить доступ к информации, составляющей банковскую тайну, государственный орган (его должностное лицо) обязан направить запрос в кредитную организацию.

С момента получения указанных сведений государственный орган обязан соблюдать банковскую тайну наравне с кредитными организациями.

Таким образом, государственный орган, так же как и третьи лица, не имеет доступа к банковской тайне, а после отправки запроса и получения ответа приобретает право использовать и обязанность хранить банковскую тайну.

Права фискалов

Согласно п. 15 ст. 7 Закона РФ от 21.03.

1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля в области налогов и сборов. Полученная налоговыми органами информация будет иметь статус налоговой тайны (п. 1 ст. 102 НК РФ), которую они обязаны соблюдать (подп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Налоговые органы располагают обширными полномочиями для получения информации, составляющей банковскую тайну. Норма, закрепленная п. 1 ст.

86 НК РФ, позволяет налоговым органам без запроса получать информацию от банков просто в силу прямого указания закона: «Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего события».

Согласно подп. 10 п. 1 ст.

31 НК РФ налоговые органы имеют право требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.

Также налоговики могут получить более обширные сведения, отправив запрос в адрес банка (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Хотя воспользоваться этим правом они могут лишь при определенных основаниях: в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей или когда вынесено решение о взыскании налога или о приостановлении операций по счетам налогоплательщика; в отношении организаций, ИП и физических лиц — на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Причем Министерство финансов РФ отмечает, что при истребовании информации по последнему основанию в «мотивировочной части запроса налоговому органу следует указать конкретное основание, по которому у банка истребуются вышеназванные документы (информация)», но не объясняет, что именно должно быть указано в запросе, обязан ли налоговый орган указывать на наличие соответствующего запроса уполномоченного органа иностранного государства или достаточно ссылки на ст. 86 НК РФ.
Как говорит ФНС России, «истребование документов, в том числе связанных с открытием и ведением счетов клиентов (договора, карточки образцов подписей), по ведению паспортов сделок, а также иных документов может осуществляться в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ, поскольку, открывая счет в конкретном банке, организация вступает в договорные отношения с этим банком на возмездной основе и, соответственно, является не только клиентом банка, но и контрагентом по расчетно-кассовым операциям».

Сходную позицию высказал и ВАС РФ, указав, что «возложение Кодексом на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены НК РФ для всех организаций, в том числе обязанностей, вытекающих из положений статьи 93.1 НК РФ».

Основания истребования информации

Следует отметить, что ст. 93.1 НК РФ значительно расширяет перечень информации, которая может быть запрошена у кредитной организации о ее клиенте. В свою очередь, ст. 86 НК РФ ограничивает не только основания истребования информации, но и вопросы, по которым могут быть представлены справки и выписки по счетам.

Статья 93.

1 НК РФ позволяет при проведении налоговой проверки, рассмотрении ее материалов, а также «если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки» истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Таким образом, все ограничения ст. 86 НК РФ могут быть легко преодолены при условии, что запрашиваемые данные будут касаться конкретной сделки. Этот маневр часто используют налоговые органы, что не отрицается ими. Они также признают, что в ст. 93.1 НК РФ «в отличие от статьи 86 Кодекса перечень таких (то есть истребуемых.

— Прим. автора) документов (информации) не ограничен». Минфин развивает эту идею и указывает, что «истребование налоговым органом в установленном порядке информации в соответствии со ст. 93.1 Кодекса является самостоятельным мероприятием налогового контроля, реализация которого не ограничивается нормами п. п. 2 и 4 ст. 86 Кодекса».

Кроме того, очевидна тенденция по увеличению числа оснований для истребования документов у кредитной организации в соответствии со ст. 86 НК РФ.

Так, Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предлагают «предоставить налоговым органам право на получение от банков сведений о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования документов в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса».

Читайте также:  Переход с осно на усн с 2018 года. кто имеет право на переход

Перспективы

В рамках реализации положений Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов летом этого года был принят Федеральный закон от 28.06.

2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», который значительно расширяет полномочия налоговых органов по истребованию информации.

Теперь «справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ».

При этом банки обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения не только сведения, указанные в п. 1 ст. 86 НК РФ, но и сведения о счетах и вкладах физических лиц. Указанным Законом было также изменено понятие счета для целей налогообложения (ст.

11 НК РФ). Под счетом понимаются счета организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и все счета, открытые на основании договора банковского счета (изменение вступает в силу 01.01.

2014).

Источник: http://of-law.ru/stati/bankovskaya-tajna-byla-est-i-ne-budet.html

Банковская тайна — какие сведения в нее входят, и когда их могут разгласить

Большинство современных людей пользуются услугами различных банков и финансовых организаций, предоставляя им о себе объемный пакет информации.

Сведения, составляющие банковскую тайну, эти службы не вправе разглашать за редким исключением, предоставления их госорганам, регламентированным законодательством.

Перечень сведений, составляющих банковскую тайну, наказание за их разглашение или предоставление будут полезны каждому держателю счета.

Любая банковская или финансовая компания сама заинтересована в сохранении конфиденциальности данных своих клиентов, ведь их разглашение чревато последствиями для обеих сторон.

Переданная посторонним информация о состоянии счетов клиента может грозить для него преследованием, шантажом и прочими криминальными действиями.

Для компании разглашение перечня сведений, составляющих банковскую тайну, чревато потерей потребителей услуг.

Нормативная база РФ обладает двумя базовыми актами, образующими и регламентирующими все о конфиденциальности финансовых служб:

  • Федеральный закон N 395-I «О банках и банковской деятельности»;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.

Обе бумаги сходятся во мнении, что финансовые структуры должны давать гарантию своим потребителям, что данные по депозитам, счетам, займам и всем операциям, будут сохранены в секрете. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, возможно лишь в качестве исключения специальным госорганам, в иных ситуациях передача информации посторонним карается законодательно.

Законодательно разглашение сведений, составляющих банковскую тайну регламентируется ФЗ О банках и банковской деятельности, а также Гражданским кодексом РФ

Перечень сведений составляющих банковскую тайну

Судя по основным нормативным бумагам, коими устанавливается перечень сведений, составляющих банковскую тайну, к конфиденциальным материалам относят:

  • серию, номер, показания о выдаче паспорта и другие выдержки удостоверения личности (для физлиц);
  • реквизиты счетов (для юрлиц);
  • материалы о ценном имуществе и состоянии прибылей;
  • факт и дата заведения банковского счета, номер, а также тип, финансовые единицы;
  • все транзакции (пополнение баланса, обналичивание финансов, переводы между своими счетами или сторонним лицам);
  • наличие и размер финансовых сбережений, процентная ставка и сроки действия счета;
  • материалы о кредитовании и его условиях, проценте переплаты.

Обобщая этот перечень, подытожим, что сведения, составляющие банковскую тайну, — это все материалы о потребителе услуг, его финансах, предоставленных займах и всем действиям по счетам.

Что такое банковская тайна? Какие сведения входят в перечень, не подлежащих разглашению и за разглашение которых устанавливается ответственность?

Для физических лиц

В штатных ситуациях секретные показания физических лиц находятся вне опасности разглашения, однако серьезные основания, четко регламентированные нормативными актами, могут стать поводом для исключения. Предоставление сведений по физическим лицам, в особых обстоятельствах возможно для таких организаций:

  • ЦБ РФ;
  • любой из судов;
  • следственный комитет;
  • служба судебных приставов;
  • служба по финмониторингу;
  • компания по страхованию кладов.

Любая частная или государственная финансовая или кредитная организация должна предоставить перечень сведений, составляющих банковскую тайну, по заявлению этих служб, без права на отказ.

Есть еще одна ситуация, при которой банк обязан озвучить перечень сведений, составляющих банковскую тайну, посторонним – это гибель держателя счета. Данные сообщаются представителям погибшего, например, юристу или наследникам. Здесь также имеются правила, обеспечивающие соблюдение интересов клиента:

  • если держатель счета не оставил завещания, все данные сообщаются нотариусу, занимающемуся делами о наследовании его имущества;
  • если держатель счета оставил завещание, описывающее действия со счетами после его смерти (можно составить прямо в отделении, и присутствие нотариуса необязательно), сведения, составляющие банковскую тайну, будут переданы наследникам.

Еще одна служба, имеющая возможность запросить данные о депозитах физлиц – ИФНС. Правда, налоговики имеют право делать подобные запросы только при согласовании с вышестоящими службами.

Также имеется негосударственный сервис – бюро кредитных историй (БКИ) – где хранятся показания о большинстве держателей счетов, хотя бы раз прибегающих к займам. Однако здесь разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, происходит с позволения самого клиента (такой пункт обычно имеется в договоре кредитования).

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну физического лица, возможно по решению суда исполнительным органам или в случае гибели держателя счета, его нотариусу и наследникам

Для юридических лиц

Ощутимо отличается хранение секретной информации при работе финансовых служб с юрлицами. Нормативные акты включают целый ряд исключений, позволяющий госструктурам узнать закрытые сведения, составляющие банковскую тайну.

В целом ряде ситуаций, четко регламентированных законодательством и ГК, представители финансовых органов должны выдать данные уполномоченным службам для мониторинга финансовых состояний.

Это необходимо для того, чтобы государство имело верные представления о предприятиях для качественного их контроля.

Дать отказ в предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, нельзя целому списку федеральных структур:

  • отделению ФНС;
  • службе финмониторинга;
  • Счетной палате;
  • таможенной службе;
  • ПФР;
  • соцстраху;
  • службе судебных приставов;
  • любому из судов;
  • ЦБ РФ;
  • МВД и любым следственным органам.

Банковские сотрудники обязаны выдавать налоговикам справки о состоянии финансов юрлиц, данные о заведении и прекращении действия вкладов или материалы о смене реквизитов.

Сведения, составляющие банковскую тайну, способен получить и негосударственная структура – БКИ. Правда, для этого ему, как и в ситуации с физлицами, нужно получить согласие самого держателя счета.

Ответственность за разглашение или предоставление третьим лицам конфиденциальной информации устанавливается уголовным кодексом РФ

Ответственность за разглашение сведений

Раз право на конфиденциальность показаний, предоставленных банковскому органу, прописано в законе, его нарушение карается даже уголовными мерами (УК РФ ст. 183). Сотрудникам компании и лицам, таковыми не являющимся, но имеющим возможность узнать сведения, составляющие банковскую тайну, и разгласившим их грозит:

  • штрафные санкции до 1,5 млн. руб. или в сумме зарплаты осужденного за 3 года;
  • запрет на работу на определенных должностях или в определенной сфере до 3 лет;
  • обязательные работы на 5 лет;
  • арест и ограничение свободы на 7 лет.

Заключение

Серьезные меры наказания предписаны и людям, которые путем незаконной деятельности собирают и передают третьим лицам конфиденциальные показания о держателях счетов.

Однако горячий вопрос о предоставлении перечня сведений, составляющих банковскую тайну, коллекторским компаниям, пока законодательно чист – нарушение прав клиента происходит, только если сотрудники агентства ведут себя некорректно, предоставляя информацию третьим лицам.

Источник: http://finansytut.ru/banki/svedeniya-sostavlyayushhie-bankovskuyu-taynu.html

Статьи

Дачники попадут под «водную» амнистиюПодробнееВрачи стали опасаться пациентов?ПодробнееПодробнее

Уголовный кодекс об уплате налогов и сборов (ст.199 УК РФ)Читать интервьюКак аннулировать кредитный договор с банком?Читать интервьюКак справиться с задолжностью по ЖКХ?Читать интервью

Наш онлайн-сервис поможет Вам получить бесплатную консультацию у проверенных специалистов правовой сферы!Подробнее

Граждане получают возможность гарантированно становиться собственниками недвижимости, оставшейся от умершего человека (наследодателя).

Данный процесс имеет название наследование. Этот термин условно подразделяется на два вида: наследование по закону и наследование по завещанию.

Подробнее

В нашей стране по закону положено оформлять наследство в порядке очереди.

Читайте также:  Онлайн касса для услуг в 2018: как применять, как перейти, какую выбрать

Что следует знать об этой процедуре, когда и как можно вступить в права наследования по закону, кто и в порядке какой очереди будет претендовать на имущество в качестве наследника и какие сложности могут возникнуть в ходе оформления – разъяснить эти трудные вопросы поможет наш сегодняшний материал.

Подробнее

Выписка из домовой книги – довольно часто используемый документ.

Его необходимо предъявлять во многих государственных учреждениях, а также при заключении сделок, связанных с куплей-продажей недвижимости.

Другие названия документа – справка о зарегистрированных (прописанных) в квартире лицах или справка о регистрации по форме №9.

Подробнее

Вступление в наследство – очень важный шаг в жизни каждого человека, который, к сожалению, зачастую сопровождается досадными юридическими ошибками, а порой и мошенничеством.

Чтобы избежать всех этих ужасов, мы предпочитаем обращаться к грамотному специалисту, поэтому идем к нотариусу, который позволит грамотно оценить рыночную стоимость всех типов имущества, от квартиры и дома до акций и долей в ООО.

Подробнее

В рамках государственной программы, которая заключалась в поддержке многодетных семей, в 2011 году Дмитрием Медведевым было произведено подписание законопроекта «О содействии развития жилищного строительства».

Благодаря чему родители, на воспитании которых находится более 3-х детей не достигших совершеннолетия, имеют право получать бесплатные земельные участки от государства, в дальнейшем на территории которых будет построено жилье.

Подробнее

Автомобиль, как и любое другое имущество умершего родственника, по факту смерти автоматически включается в состав наследственной массы.

В случае, когда на него не распространяется завещание, право на обретение нового владельца наступает в порядке очередности наследования.

В список претендентов первой очереди в такой ситуации включаются супруг, дети и родители. 

Подробнее

Иностранный гражданин имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

Мигрант, проживающий на территории РФ постоянно, практически приравнивается в своих правах к коренному жителю страны.

Те категории мигрантов, которым не доступно бесплатное обслуживание, приобретают полис ДМС.

Подробнее

Для подтверждения права собственности и избежания любых судебных споров необходимо оформление государственной регистрации права собственности на предприятие.

Объект подпадает под данное определение, если располагается на довольно обширной территории, находящейся на протяжении более одного регистрационного округа.

Подробнее

Расположение транспортных средств в населённом пункте допускается везде, кроме мест, запрещенных Правилами дорожного движения и другими нормативными актами.

Зная, где правильно поместить свой автомобиль, можно избежать многих проблем, связанных с его эвакуацией, и штрафами в отношении его владельца.

Подробнее

Чтобы иметь право находится на территории РФ больше 3-х месяцев, иностранный гражданин обязан пройти процедуру оформления ВНЖ (Вида на жительство).

Вид на жительство — документ, дающий право иностранцу пребывать на территории РФ и осуществлять въезд-выезд из страны в любое время и на любой срок, до окончания действия документа.

Подробнее

Земельное законодательство РФ не позволяет распоряжаться половиной земельного участка, поскольку за объект правоотношений в этой сфере принимается только самостоятельный участок.

Собственник может распоряжаться своей половиной земли, оформив ее как отдельный участок.

Процедура раздела одного участка на два и более четко регламентируется законом и включает ряд этапов.

Подробнее

Граждане, которые приобрели недвижимость по ипотеке, могут воспользоваться помощью государства в деле погашения кредита.

Налогоплательщикам нашей страны предоставлена возможность воспользоваться вычетом при покупке квартиры или дома в ипотеку.

На руки данные выплаты получить нельзя, они поступают на платежный счет плательщика и тут же отправляются на погашение задолженности.

Подробнее

Сервитут на земельный участок – правовой прецедент, позволяющий урегулировать вопрос о взаимном использовании одного земельного участка несколькими собственниками.

Его возникновение происходит по различным основаниям и имеет различные варианты оформления и распоряжения.

Подробнее

Государственная пошлина – это сбор, уплачиваемый организациями и гражданами, при обращении их в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам за совершением юридически значимых действий.

Размер, основания и порядок уплаты госпошлины регулируются главой 25.3 Налогового кодекса РФ.

Данная статья поможет произвести расчет госпошлины при обращении в арбитражный суд с иском или заявлением.

Подробнее

В Москве легально работающих мигрантов насчитывают около 1 миллиона.

По всей России цифра больше в десятки раз.

А сколько неучтенных приезжих, осуществляющих свою деятельность без трудовых договоров, не имеющих патента и других документов, необходимых для легального трудоустройства?

Подробнее

Если водитель не согласен с постановлением, которое вынесло ведомство, его можно обжаловать.

Срок — 10 дней с того момента, как постановление вручено автомобилисту.

Дата отсчитывается со дня, когда гражданин поставил подпись, получив заказное письмо.

Подробнее

Что такое исполнительная власть в Российской Федерации?

Есть президент и правительство, суды и парламент, органы местного управления.

Все они, в своей совокупности, составляют государственную власть РФ, которая и разделяется между ними.

Подробнее

Рассматривая объявления о работе, порой соискатель встречает загадочное «прием производиться на конкурсной основе».

Что за конкурс? Кто его проводит? Законно ли это?

Вопросов возникает много.

Подробнее

Налоговый вычет при покупке земельного участка – эта та сумма дохода, которая не облагается по ставке 13%.

Для получения вычета необходимо являться налогоплательщиком Российской Федерации. 

Оформить его можно в любой год, следующий после приобретения земли, но в этот год должен быть получен доход, облагаемый налогом.

Подробнее

При социально значимых расходах на личные нужды – оплате образования и лечения, приобретении жилья – государство оказывает поддержку населению и предлагает освобождение от налога на доходы.

Как предоставляется имущественный налоговый вычет при покупке квартиры?

Подробнее

У организации есть свобода выбора в поиске сотрудников.

Каждый работодатель имеет право самостоятельно решать, кого оформлять на работу.

При этом он не обязан принимать людей на освободившиеся вакантные места.

Подробнее

Обычно понятие «демократия» переводят, как «власть народа» (где demos – народ, а cratos, соответственно, – власть).

Впервые термин «демократия» предложил Аристотель в своем труде «Политика».

Сущность данного политического устройства заключается в том, что народ может принимать самое полноправное участие в решении вопросов государственной важности.

Также решающим значением обладает признание таких прав граждан, как свобода, равенство и т.д.

Подробнее

С 1 января 2015 года разрешения на работу для иностранцев из безвизовых стран были отменены.

Отныне им достаточно всего лишь оформить патент, который позволяет работать как у физических лиц, предпринимателей, так и у юридических организациях.

Подробнее

С 2015 года иностранцы, желающие получить разрешение на работу, на временное проживание, либо вид на жительство должны проходить комплексное тестирование.

Оно включает в себя тестирование по русскому языку, а также, проверку знаний по истории страны и основам законодательства.

Подробнее

Сделки РЕПО — отличная альтернатива традиционному банковскому займу.

Заключаются они с целью подписания краткосрочного контракта по продаже/покупке долговых ценных бумаг между юридическими лицами.

Подробнее

Паспорт является документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ или за ее пределами.

Выделяют различные виды паспорта, в зависимости от назначения документа.

Выдача, замена и правила использования паспортов регулируются целым рядом нормативных документов.

Подробнее

Несмотря на закрепление российским гражданским законодательством принципа свободы договора, существует ряд требований, которым должна соответствовать любая сделка.

При несоблюдении установленных норм сделка считается недействительной.

Подробнее

Источник: https://legalmap.ru/articles/fp/bank/bankovsk-tayn/

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну судам

Судами общей юрисдикции по гражданским делам справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могут истребоваться на основании ст.57 ГПК РФ, как доказательства, имеющие значение по делу.

При этом сведения, составляющие банковскую тайну, как доказательства на основании ст.

57 ГПК РФ не могут истребоваться судом самостоятельно, а только лишь по ходатайству лиц, участвующих в деле, и в случае, когда представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно.

В ходатайстве лица, участвующего в деле, об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. На основании ходатайства лица, участвующего в деле, суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно.

Уголовно-процессуальный Кодекс РФ не содержит ясного порядка истребования доказательств судом по уголовным делам, хотя ст.86 УПК РФ указывает, что собирание доказательств может осуществляться в ходе уголовного судопроизводства не только дознавателем, следователем, прокурором, но и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий.

Читайте также:  Срок уплаты транспортного налога в 2018: налоговый период, штраф за несвоевременную уплату и актуальный кбк по налогу

Также ст.

234 УПК РФ указывает, что ходатайство стороны защиты об истребовании дополнительных доказательств или предметов подлежит удовлетворению, если данные доказательства и предметы имеют значение для уголовного дела, т.е.

подразумевается, что сторона защиты вправе ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств. Кроме того, ст.286 УПК РФ также говорит о том, что в ходе судебного следствия документы могут истребоваться судом.

Следовательно, в ходе уголовного судопроизводства суд вправе истребовать какие-либо сведения у кредитных организаций (в т.ч. и сведения, составляющие банковскую тайну) как самостоятельно, так и на основании ходатайства стороны защиты.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну налоговым и таможенным органам. Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаются кредитной организацией налоговым и таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

В соответствии со статьей 86 Налогового Кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение 5 дней после мотивированного запроса налогового органа.

Правовой смысл ст.86 НК РФ не предполагает представление конкретных подлинных документов (или копий с них). Речь в статье идет исключительно о справочной информации.

Когда же налоговые органы приходят к выводу, что в банке могут быть необходимые им документы, то эти документы действительно могут быть истребованы у банка, но на основании проводимой в отношении его проверки (встречной).

В соответствии со статьей 403 Таможенного Кодекса РФ к основным функциям таможенных органов относится таможенный контроль. Кроме того, ст.

408 ТК РФ дает достаточно широкие полномочия таможенным органам, в том числе и по получению информации, необходимой для выполнения своих функций и в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (при осуществлении оперативно-розыскной деятельности).

Таможенный кодекс прямо упоминает о том, что таможенные органы вправе накапливать информацию, включающую сведения не только о регистрации, имуществе, местонахождении, платежеспособности юридических лиц, но и об открытых банковских счетах, — что, несомненно, затрагивает информацию, составляющую банковскую тайну.

При упоминании таможенных органов при рассмотрении вопросов, касающихся банковской тайны, необходимо также обратиться к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г № 173-ФЗ (стт.

11,12,15), где таможенным органам также дается право получать от банков информацию о субъектах предпринимательской деятельности, составляющую банковскую тайну.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну органам предварительного следствия. Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам любых лиц выдаются кредитной организацией органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве при наличии согласия прокурора.

В соответствии со ст.151 УПК РФ предварительное следствие проводится органами прокуратуры, органами внутренних дел, Федеральной службы безопасности, которые и являются органами предварительного следствия. Согласно ст.151 УПК РФ дознание также проводится органами прокуратуры, органами внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другими, которые являются органами дознания.

В соответствии со ст.5 УПК РФ дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Таким образом, при проведении предварительного расследования может осуществляться как предварительное следствие, так и дознание. Разница между ними заключается в том, что дознание проводится по менее общественно опасным преступлениям.

Например, расследование такого преступления, как незаконное предпринимательство, проводится органами внутренних дел как органом дознания, но если это преступление совершено организованной группой или причинило особо крупный ущерб, то производится предварительное следствие теми же органами внутренних дел, но как органами предварительного следствия. Можно привести еще множество других примеров. Таким образом, дознание и предварительное следствие являются формами предварительного расследования и могут проводиться одними и теми же уполномоченными органами.

В то же время статья 26 Закона о банках разделяет органы дознания и предварительного следствия, предоставляя одним право на получение информации, составляющей банковскую тайну (органам предварительного следствия), а другим нет (органам дознания).

Если, например, осуществляется предпринимательская деятельность без регистрации и это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то органами внутренних дел проводится дознание, а если то же деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, то теми же органами внутренних дел проводится предварительное следствие.

При этом при проведении дознания органы внутренних дел не имеют права требования на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, а в случае, если проводится предварительное следствие, — имеют. Между тем граница между дознанием и предварительным следствием очень условна, т.к. согласно ст.

150 УПК РФ дознание может проводиться по письменному указанию прокурора и по другим уголовным делам, прямо не отнесенным к подследственности органов дознания, а предварительное следствие — по уголовным делам, не отнесенным к подследственности органов предварительного следствия.

Таким образом, в части разделения органов, проводящих предварительное расследование, на органы предварительного следствия и органы дознания норма статьи 26 Закона о банках неудачна и нуждается в изменении.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну органам внутренних дел.

Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаются кредитной организацией органы внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С одной стороны, содержащееся здесь понятие «в соответствии с законодательством Российской Федерации» делает отсылку к содержащимся в Федеральных законах «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» правам органов внутренних дел на получение информации.

С другой стороны, указанная норма содержит нижеследующие ограничения по кругу предмета и оснований запроса информации — функции по выявлению, предупреждению и пресечению только налоговых преступлений и ограничения по кругу запрашивающих субъектов – подразделения МВД РФ, в обязанности которого входят указанные функции.

Статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» функции выявления, предупреждения и пресечения преступлений относятся к задачам оперативно-розыскной деятельности.

Налоговыми преступлениями являются преступления, составы которых предусмотрены статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного Кодекса РФ, отнесенные к категории преступлений в сфере экономической деятельности.

Указом Президента РФ в структуре МВД России образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). В соответствии с п.п.

22, 29 Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП, утвержденного Приказом МВД России от 13 августа 2003 г № 634, оперативно-розыскная деятельность по преступлениям в сфере экономической деятельности относится к функциям данного управления.

Таким образом, указанные в статье 26 Закона о банках функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений относятся к сфере Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России.

В связи с этим представляется уместным привести вывод из консультации, данной Правовым департаментом Ассоциации российских банков по порядку применения ч. 3 статьи 26 Закона о банках. В соответствии с указанной консультацией поступивший в банк запрос органа внутренних дел о предоставлении информации, содержащей банковскую тайну, в рамках ч. 3 ст. 26 Закона о банках, должен:

— быть направлен в банк подразделением ФСНП МВД РФ и подписан его руководителем либо лицом, исполняющим функции руководителя данного подразделения;

— быть оформлен в соответствии с п.17 Инструкции по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 марта 1999 г;

— содержать ссылки на статьи 2 и 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также на статью 11 Закона «О милиции»;

— содержать ссылку на письменное указание начальника органа внутренних дел на проведение проверки сведений о налоговом преступлении (проведение в отношении их оперативно-розыскных мероприятий) и на номер, присвоенный данным сведениям, в соответствии с п.п. 2.2 и 24 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной Приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г.

Помимо указанных требований к запросу органа внутренних дел, представляется, что в связи с ограниченностью круга правонарушений, при выявлении, предупреждении и пресечении которых банки должны выдавать информацию, относящуюся к банковской тайне, такие запросы также должны содержать обязательную ссылку на соответствующие статьи УК РФ, содержащие состав налоговых преступлений (198, 199, 199.1, 199.2).



Источник: https://infopedia.su/18x295e.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector