Ошибки налоговиков при выездной налоговой проверке в 2018 году

Налоговые проверки в 2018 году — 2018

Фискальные взаимоотношения с ведомствами, отвечающими за сферу налогообложения, являются важным аспектом в жизни любого предприятия, фирмы или организации. Увы, в последнее время российское законодательство всё чаще пересматривается, уточняется и дополняется новыми статьями.

Чиновники, отвечающие за нормативное регулирование экономической и социальной жизни общества, не перестают внедрять всё больше и больше изменений, вынуждая субъектов предпринимательства внимательно следить за каждым обновлением законов. Перемены коснулись и фискальной сферы – бизнесмены отслеживают повышение налогов, изменения в формах отчетных документов, правилах предоставления информации и графиках проверок.

Самое главное в этом вопросе – соблюдать нормы, касающиеся отчислений в бюджет и заполнения отчетной документации. В 2018 году проверки со стороны фискалов будут проходить по-новому, однако правительство заверяет, что на этот раз все перемены будут проводиться лишь на пользу предпринимателям. Давайте разберемся, что нового в этом вопросе принесет очередной календарный период!

Правительство утверждает, что новый механизм осуществления налоговых проверок защитит предпринимателей от агрессивной фискальной оптимизации

Какими будут налоговые проверки в 2018 году?

Госдума уже прорабатывает новый законопроект, согласно которому в 2018 году будут ограничены камеральные и выездные проверки, осуществляемые фискальными органами. Новая статья Кодекса (54.

1) введена в действие общефедеральным законодательным актом от 18 июля 2017 года.

Она формирует единый подход к процессу сбора базы доказательств по фактам неправомерного исчисления фискальной базы и всевозможных сборов в бюджет.

Чиновники заверяют, что новая законодательная инициатива существенно облегчит жизнь предпринимателям, так как в ней прописаны нормы, ограничивающие использование «агрессивных» механизмов фискальной оптимизации. В документе фигурируют следующие моменты:

  • срок, в течение которого могут быть проведены камеральные проверки, будет сокращен до 1 месяца вместо 3-х (такой срок действовал в 2017 году);
  • дополнительные проверки в рамках налогового контроля теперь должны быть оформлены отдельным актом, в котором представители фискальной службы обязаны четко обосновать необходимость проведения данного мероприятия. Субъекты предпринимательства, которых коснулась дополнительная проверка, могут не просто ознакомиться с документом, но и подать возражения по выводам или процедуре проведения;
  • субъектов предпринимательства, которые сдают уточненные декларации, на повторных проверках будут исследовать только по вопросам уменьшения налогооблагаемой базы;
  • предпринимательские субъекты будут ознакомлены со всеми статьями и пунктами, согласно которым их действия можно считать злоупотреблениями при учете расходов и доходов, а также формировании налоговых вычетов при совершении сделок;
  • по-прежнему действует правило презумпции добросовестных действий плательщика налогов. Фискальные службы должны доказать, что информация о хозяйственной деятельности предприятия или объектах, которые являются налогооблагаемыми, была искажена. Фискальные службы обязаны доказать умышленное искажения фактов в налоговой или бухгалтерской отчетности, чтобы назначить взыскание из-за фальсификаций, вследствие которых субъект предпринимательства провел уменьшение налоговой базы, неправильно применил налоговую ставку, льготу или режим. Если же доказательства вышеуказанных фактов отсутствуют, то налоговые службы не имеют права назначить взыскания;
  • к умышленному искажению информации новый закон относит: применение схем по «дроблению бизнеса»; сокрытие реальных доходов или сумм выручки, полученной при продаже (подробнее с этими моментами можно ознакомиться в пункте 1 статьи №54.1 Налогового Кодекса);
  • для доказательства вины налогоплательщика необходимо подтвердить, что он осознавал противоправность совершаемых действий и ожидал конкретных последствий. При этом в актах фискальных проверок недостаточно перечислить операции, которые фискальные службы считают недобросовестными или противоправными – по каждому пункту должно быть прописано конкретное действие плательщика налогов (или подчиненных ему лиц), которое привело к правонарушению, а также конкретное последствие для бюджета РФ;
  • в качестве доказательной базы фискальными органами может использоваться информация, полученная посредством опрашивания должностных лиц, проверки документации, исследования пропускных журналов на охраняемых объектах и пропусков работников, а также изучения формальных документов, финансовых и бухгалтерских отчетов. При этом опираться на формальный признак в виде сомнительной подписи или указания того, что поставщик был ранее замечен в неправомерных действиях, недопустимо. В случае, если сделка состоялась, налогоплательщик имеет полное право отразить по ней понесенные расходы. Налоговик может указать только на выявленные им обстоятельства – например, если сделка была проведена не указанным в документах контрагентом, либо операция была проведена для умышленного ухода от уплаты налога;
  • в законе появился еще один момент – чтобы доказать виновность при уходе от налога, инспектору будет достаточно показать, что исполнитель не мог реализовать порученные ему работы или произвести товар (например, у поставщика для этого нет нужных мощностей или достаточного количества квалифицированного персонала). Чтобы избежать неприятностей, бухгалтерские служащие должны тщательно проверять контрагентов, с которыми заключаются контракты;
  • стоит быть гораздо внимательнее при проведении аудиторских проверок – с 2018 года работники аудиторских служб обязаны предоставлять информацию о нарушениях в фискальные службы. Информация будет предоставляться по запросам инспекторов, причем у аудиторов могут запросить любые данные или документы, которые клиенты предоставили им на проверку. Если же аудитор выявит сделку, которая покажется ему сомнительной, он должен будет передать такую информацию в Росфинмониторинг. Указанное ведомство ознакомит со сведениями налоговую службу, которая тут же может направить по адресу предприятия проверку;
  • возможны изменения в отношении контролируемых сделок (сейчас этот пункт рассматривается). Предположительно, пороговое значение выручки для сделок, совершенных внутри российского рынка, может быть увеличено с 1 до 3 миллиардов в нацвалюте. Суммарный лимит выручки для сделок, проведенных с иностранными субъектами предпринимательства, может составить 60 миллионов рублей (напомним, что ранее законодательство не предполагало лимитов для таких операций).

Сервис «Прозрачный бизнес»

С 2018 года, по заявлениям фискального управления, в России наконец-то начнет действовать новый сервис – «Прозрачный бизнес».

Напомним, что пытки запустить этот сервис предпринимались и в 2017 году – по планам налоговиков пользователи должны были получить доступ к ресурсу уже 25.07.2017 года.

Именно с этой даты налоговики обещали начать размещение на сайте «pb.nalog.ru» информации о доходах и расходах предпринимательских субъектов.

Когда сервис «Прозрачный бизнес» заработает, любой интернет-пользователь сможет получить доступ к огромному массиву бухгалтерских данных

Там же появятся сведения из бухгалтерских отчетных документов, а также данные о специальных режимах налогообложения, численности персонала, штрафах, правонарушениях и долгах. Предполагалось, что некоторые сведения будут публиковаться на ресурсе каждый месяц, а часть документов будут выкладывать в сеть 1 раз в год. До внедрения такого ресурса вся вышеуказанная информация была недоступна для представителей широкой общественности.

После запуска сайта все без исключения смогут ознакомиться с потенциальными поставщиками товаров или услуг, чтобы сделать собственные выводы о том или ином предприятии, фирме или организации, а также оценить возможный риск от работы с конкретным предпринимательским субъектом. Впрочем, техническая база нового сайта оставляла желать лучшего – ресурс был срочно закрыт после первого же наплыва пользователей. Кроме того, представители фискального ведомства уже изложили новые рекомендации касательно сервиса:

  • вся информация на нем будет размещаться налоговиками только 1 раз в год. Дата первого размещения – 01.06.2018;

Источник: https://ya2018.com/economy/nalogovye-proverki-2018/

Основания для выездной налоговой проверки 2018 — Кредитный юрист

Больше, чем за 3 года Судебная практика в вопросах налогообложения насчитывает случаи, когда можно охватить контролем не только 3 прошедших года, но и больший срок.

Например, постановление ФАС СЗО 2012 года за номером 14239/2010 одобрило проведение проверки по решению, которое принято в конце одного года, но достигло адресата в следующем, за те годы, которые предшествовали году вынесения решения.

Так, если начальник инспекции принял решение в конце декабря 2018 года, но генеральный директор фирмы получил экземпляр в январе 2018-го, то проверяемым периодом может быть как отрезок 2013-2015, так и 2014-2016. Другим судебным решением — пятое постановление Пленума ВАС в 2001 году, позволена проверка прошедших 3-х лет, а также текущего года — например, первого квартала 2018 года.

Предположим, организации по решению налоговой выездной проверки доначислен налог.

Организация с решением не согласна и обращается в суд, для того, чтобы его опровергнуть.

Внимание

Пока идут судебные разбирательства, растет пеня по доначисленному организации налогу.

Решить этот вопрос можно так: доначисленную сумму погасить, а после того, как суд примет решение в пользу организации, зачесть его в счет будущих платежей.

Важно

В этом случае, если, суд организация проиграет, ей не придется оплачивать пени по доначисленному налогу (Читайте также статью ⇒ Обжалование решения налогового органа в суде в 2018 году).

Если с результатами налоговой проверки организация не согласна, то она имеет право обратиться в налоговый орган с возражением.
Сделать это нужно не позднее 15 дней с момента получения акт проверки.

Ошибки налоговиков при выездной проверке в 2018 году

Последствием такой ошибки может явиться незнание проверяемого о том, что ему нужно давать пояснения в конкретную дату по проверке.

На основании того, что налоговики использовали в деле такие сведения, которые на ознакомление проверяемому предоставлены не были, суд примет сторону проверяемого.

Вывод судей должен быть таким: налоговики нарушили правила проверки, что вероятно привело к неверным выводам.

В качестве примера можно привести решение налогового органа о неверно исчисленной сумме НДС.

Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017-2018 году

Фактически внеплановая проверка и является выездной, однако ФНС проводит ее не на основании заранее разработанного и утвержденного плана, а по иным причинам.

Далее рассмотрим подробнее, по каким критериям ФНС выбирает для проверки те или иные фирмы? Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица? Раздел 3 приказа ФНС «Об утверждении концепции…» от 30.05.

2007 № ММ-3-06/[email protected] определяет критерии, служащие ориентиром при выборе налогоплательщиков, в отношении которых будет проведена проверка.


В ходе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия налоговики принимают решение о целесообразности проведения дальнейших мероприятий, направленных на выявление нарушений в его налоговой политике.

Процедура проведения выездных налоговых проверок

Налоговая проверка — понятие и виды Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица? Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков Дополнительные критерии, установленные ФНС Налоговая проверка — понятие и виды Налоговая проверка является одним из способов осуществления контроля со стороны ФНС за деятельностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с положениями ст. 87 НК РФ, налоговые проверки бывают 2 видов:

  1. Камеральные — проводятся налоговым органом по месту его непосредственного местонахождения. Объектами исследования при этом становятся налоговые декларации и иные отчетные документы, представленные налогоплательщиком в ФНС (ст. 88 НК РФ).

Проверки в 2018 году: что нового

Эти критерии утверждены ФНС в 2007 году приказом 3-06/333 и включают 11 показателей отбора, например:

  • рентабельность субъекта ниже рентабельности предпринимателей этой же отрасли экономики;
  • отражение в отчетах почти одинаковых сумм расходов и доходов;
  • заявление на крупные налоговые вычеты.

Крупнейшие плательщики зачисляются в планы независимо от показателей деятельности раз в 3 года.

К другому отличию ВНП относится участие в процессе не только инспекторов, то и самого проверяемого, а также иных лиц — экспертов и специалистов, свидетелей и переводчиков. Наличие различных методов и прав налогового органа, в т.ч.

принудительных, как выемка, ужесточают специфику выездного контроля. Документы и прочие риски Основным объектом ревизии являются документы по хозяйственным и финансовым операциям лица.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

НК РФ для должностных лиц открыт доступ ко всей документации, которая так или иначе связана с уплатой налогов.

Если организация препятствует проведению проверочных мероприятий, в том числе не предоставляет необходимые документы, чем лишает сотрудников ФНС возможности провести их анализ, возможно привлечение фирмы к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Штраф – от 5 до 10 тысяч рублей. Если же по причине создания препятствий проверка не была завершена, размер штрафа может увеличиться и составить от 20 до 50 тысяч рублей.

Каким образом может проводиться выездная налоговая проверка и как оформляются ее результаты? Согласно НК РФ выездная налоговая проверка по общему правилу длится 2 месяца. Однако данный срок может продляться до 4, а иногда и 6 месяцев (при наличии исключительных обстоятельств).

Читайте также:  Уплата ндс частями

Какой установлен период для выездной налоговой проверки

Что касается длительности одной проверки, то она исчисляется с даты издания решения начальника инспекции до даты формирования справки о проведенном контроле и в стандартной ситуации длится не более 2 месяцев. В случае большого объема проверяемого материала начальник инспекции вправе продлить срок до 4 и 6 месяцев.

На практике длительность процесса увеличивается за счет приостановления течения срока по различным основаниям:

  • при истребовании документации у лица, контрагентов — приостановление возможно один раз по каждому лицу;
  • при запросе сведений в зарубежных органах власти;
  • при производстве экспертизы;
  • для перевода текстов документов на заграничных языках.

Остановка и продолжение проверки в перечисленных ситуациях оформляется решением начальника инспекции и подразумевает остановку всех действий проверяющей группы.

«вкалывают роботы, а не человек»: «внутренняя кухня» предпроверочного анализа

Если налоговики отказывают, то это является прямым нарушением прав налогоплательщика. Участие в рассмотрении материалов проверки Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов принимать участие в рассмотрении материалов этой проверки.

А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки (Читайте также статью ⇒ Дополнительные мероприятия налогового контроля в 2018 году).

Нарушение, как правило, состоит в неправильном уведомлении налогоплательщика. То есть, налоговый инспектор оправляет уведомление на юрадрес проверяемого или вручает лицу, неуполномоченному для получения такой корреспонденции.

Если компания сдаст уточненную декларацию, в которой уменьшен налог, при повторной выездной проверке проверять будут только обоснованность уменьшения.

По поручению президента до конца года Генпрокуратура и правительство должны подготовить проект, который ограничит число внеплановых неналоговых проверок.

Кроме того, чиновники должны будут сократить срок внеплановых проверок до 10 рабочих дней. Разработан специальный лист-опросник, с которым трудовые инспекторы будут приходить на плановые проверки.

Основание: постановление Правительства РФ от 08.09. 2017 г.

№ 1080. Опросник состоит из закрытых вопросов для представителей компании.

Задавать вопросы «от себя» инспекторы не смогут. Проверки по опросникам начнутся с компаний, которые по данным Роструда отнесены к категории «умеренный класс риска».

Со второй половины 2018 года такой порядок проверок распространится на все компании. Рекомендаций максимальное количество проверок в год ограничивается двумя. Однако из этого правила имеется исключение.

Если руководитель ФНС России примет решение о том, что необходимо провести большее количество проверок, то территориальная ФНС вправе это сделать. Решение принимается на основании запроса территориального органа налоговой службы.

Что касается ограничений на проведение повторных проверок, то они установлены в п. 3.1 Рекомендаций.

При этом инспектор ИФНС производил расчет кассовым методом, а налогоплательщик – методом начисления (Читайте также статью ⇒ Как проходит выездная налоговая проверка ООО в 2018 году).

Также следствием такой ошибки можно рассматривать принятие решения без учета смягчающих обстоятельств.

Когда налогоплательщика лишили доступа к материалам, то он не имеет возможности пояснить некоторые обстоятельства. Это является серьезным упущением налоговиков, так как инспектор при вынесении решения обязан учитывать смягчающие или исключающие вину налогоплательщика факты.

Ошибки в наименовании документов Неверное указание документов, которые явились основанием для начислений налогоплательщику приводят к тому, что судебные органы принимают сторону проверяемого.

Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судом принимается исходя из подтвержденных конкретными документами нарушений.

Источник: http://helpcredits.ru/osnovaniya-dlya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki-2018-2/

Налоговые проверки 2018

Налоговые проверки 2018: правила изменятся с 3 сентября 2018 года. Сокращен срок камералки по НДС, уточнено представление документов налоговой, появилось дополнение к акту налоговой проверки.

Читайте в статье:

Налоговики проводят контрольные мероприятия в двух основных формах.

  1. Камеральные проверки налоговой отчетности.
  2. Выездной контроль.

Попробуйте вести налоговый учет онлайн без проблем.

Камеральная налоговая проверка 2018

Камеральные контрольные мероприятия начинаются, если налогоплательщик направил в инспекцию:

  • «прибыльную» декларацию или расчет «прибыльных» авансовых платежей;
  • НДС-декларацию;
  • отчетность по налогу на имущество, транспортному, земельному налогам;
  • иному налогу;
  • расчета по обязательным страховым взносам;
  • упрощенную единую налоговую декларацию;
  • «уточненку».

В зависимости от серьезности камерального контроля налоговый орган может ограничиться проверкой контрольных соотношений или же провести углубленный контроль – например, запросить документы о вычетах и льготах.

Выездная налоговая проверка 2018

Под плановый выездной контроль подпадают фирмы и предприниматели в зависимости от присвоенной им степени риска. При включении налогоплательщиков в проверочный план налоговики анализируют:

  • начисленные и уплаченные налоговые суммы;
  • динамику налоговых отчислений;
  • динамику показателей бухгалтерской и налоговой отчетности за разные периоды;
  • соотношение показателей бухгалтерской и налоговой отчетности со средними по аналогичным фирмам и предпринимателям;
  • факторы, воздействующие на налоговую базу.

Налоговые проверки 2018: изменения с сентября

С 3 сентября 2018 года сокращен срок камерального налогового контроля деклараций по НДС, уточнено представление документов в налоговую инспекцию, появился новый документ – дополнение к акту налоговой проверки.Читайте об этих новшествах в таблице 1.

Таблица 1. Налоговые проверки в 2018 году

№ п/п Что нового Стало Было
Норма НК РФ Что теперь сказано
1. Установлен сокращенный срок для камерального контроля декларации по НДС п. 2 ст. 88 Проверка займет:

  • 2 месяца – по декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким услугам

Заполнить декларацию по НДС онлайн

2. Снято ограничение по периоду повторного выездного контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налога подп. 2 п. 9 ст. 89 Теперь разрешено контролировать правильность расчета налога без ограничения периода проверки Было разрешено контролировать только тот период, за который подана «уточненка»
3. Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом контроле п. 6 ст. 90 Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе
4. Уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно п. 5 ст. 93 Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  • что эти бумаги уже подавались;
  • реквизиты документов;
  • название инспекции, в которую подавались документы
  • Скачать бланк уведомления.
  • Скачать заполненное уведомление
Можно инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга
5. Установлен отдельный срок для предоставления в инспекцию документов (информации) вне проверок п. 5 ст. 93.1 Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен:

  • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования;
  • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений
6. Появилось дополнение к акту проверки п. 6.1 ст. 101 Дополнение к акту составляется по результатам дополнительных контрольных мероприятий.В дополнении к акту инспекция:

  • перечисляет мероприятия дополнительного контроля;
  • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений;
  • формулирует выводы;
  • дает предложения по устранению налоговых нарушений;
  • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях
  • Скачать бланк акта налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка 2018: декларации по НДС

С 3 сентября 2018 года вступают в силу изменения в пункт 2 статьи 88 НК РФ о сроке камералок по НДС-декларациям. Начиная сентября, камеральная проверка будет занимать:

  • 2 месяца – по НДС-декларациям российских фирм;

Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/1365-nalogovye-proverki

Выездная проверка | Что, где и как проверяют

Проводится выездная проверка на территории проверяемой организации или ИП, но может проводиться в ИФНС. Как правило, сотрудники налоговой службы предлагают второй вариант.

Какие налоги проверяют

В рамках проведения одной налоговой проверки могут быть проверены от одного до всех налогов, которые применимы к вашей организации. Как правило, проверка проходит сразу по всем налогам и сборам.

И только в редких случаях проверка может быть по одному налогу, например, НДС или налогу на прибыль.

Связано это прежде всего с тем, что количество возможных налоговых проверок за определенный период времени ограничено Законодательно.

Как часто могут проверять

Так, налоговики имеют право провести не больше двух выездных проверок в одном календарном году, и только лишь одну выездную налоговую проверку по одному налогу в течение одного периода.

Однако, есть одно НО:

Существуют исключения, по которым сотрудники налоговой инспекции вправе провести и третью выездную проверку в году.

Это:

  • Выездная проверка может быть инициирована Управлением налоговой службы
  • Повторная выездная проверка по особым основаниям

Также стоит учесть, что филиалы и представительства организации подвергаются налоговой проверке отдельно. Таким образом, у компании, имеющей филиалы и представительства, выездных проверок в календарном году может быть более двух.

За какой период может быть выездная проверка

Как правило, под выездную проверку попадают три календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. То есть, если решение о проведении проверки вынесено в 2018 году, то проверять будут 2015, 2016 и 2017 года.

Теоретически, возможна выездная проверка и текущего года, однако на практике это бывает крайне редко. Обусловлено это, прежде всего тем, что налоговикам самим не выгодно проверять год, за который еще не представлена налоговая отчетность и нет возможности рассчитать налоговую базу для исчисления налогов и сборов.

Уточненка — не всегда добро

Случается, что в ходе выездной проверки становятся выявлены нарушения за года, срок исковой давности по которым истек (более трех лет). В этом случае доначисления по налогам и сборам за года, выходящие за рамки проверки будут неправомерны.

А вот направить вам требование о представлении уточненной декларации за эти периоды налоговики вправе.

И вот тут самое интересное: если вы подчинитесь требованию инспекторов и представите корректирующую декларацию, то у сотрудников налоговой инспекции появится право включить в выездную проверку период, который более, чем на 3 года предшествует текущему году.

То есть, если выявлена ошибка, например, за 2014 год, то выездная налоговая проверка (в 2018 году) может быть правомерна, но только при условии подачи вами уточненки за этот период.

При необходимости Советник по налогам Вас подробно проконсультирует и окажет налоговую помощь.

Источник: https://support-nalog.ru/vyezdnaya-proverkahtml

Заранее узнать о выездной проверке

У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.

Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.

Камеральная проверка — 88-я статья Налогового кодекса

Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.

Скан запроса налоговой в рамках камеральной проверки

Камеральная проверка — 89-я статья Налогового кодекса

Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.

Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.

Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.

Должна ли налоговая предупреждать о проверке

Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.

На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.

Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.

Скан решения о выездной проверке

Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.

О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.

Запрос о сделках за три года

Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.

Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:

  • какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
  • сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
  • какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
  • от кого получала деньги, сколько и за что;
  • численность сотрудников;
  • банковские счета;
  • какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
  • есть ли среди партнеров однодневки;
  • были ли штрафы от ГИБДД;
  • список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.

Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.

Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.

Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.

Скан запроса налоговой в рамках предпроверочного анализа

Что такое взаимозависимые компании и за что штрафует налоговая

В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.

Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.

Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.

Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.

Вызов на комиссию

Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.

Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.

Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой

У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:

  • разрывы по НДС;
  • слишкам большая доля вычетов по НДС;
  • слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
  • компания в убытках два года подряд;
  • подозрения, что компания платит зарплату в конверте.

Как пройти зарплатную комиссию

Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.

Налоговая не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии или требовать доплатить налоги сразу после комиссии. Но если ответы директора вызовут подозрения, налоговая начнет копать глубже. Как раз с помощью выездной проверки.

Комиссии — не безусловное зло, они помогают компаниям. С помощью вопросов на комиссии проще понять, что вызывает подозрение. Если вопросы об НДС — значит, надо проверить НДС: сколько компания вычитает и почему, а возможно, сразу доплатить налог. Вдруг компания успеет всё исправить, и налоговая передумает приезжать с проверкой. А если приедет, проверка пройдет спокойнее.

Проверка партнеров

Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.

Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».

Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.

Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.

Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.

Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.

На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:

Скан запроса налоговой для встречной проверки

А это — поручение запросить документы:

Скан поручения от одной налоговой к другой

Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.

Запрос от полиции

Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.

Cкан запроса полиции

«Как пройти проверку с полицией» — статья «Дела»

По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.

Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.

Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.

Источник: https://delo.modulbank.ru/all/proverka

Изменение порядка проведения налоговых проверок в 2018 году

Статья 87 Налогового кодекса РФ определяет два вида налоговых проверок: камерные и выездные. Порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентирован статьей 88 Налогового кодекса РФ.

Она же дает определение термину «камеральная налоговая проверка» – это проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также иных данных, имеющихся у налогового органа.

Данный вид налоговой проверки проводится не требует решения руководителя налогового органа. Что касается выездных налоговых проверок, порядок их проведения  установлен 89 Налогового кодекса РФ.

Для проведения выездной налоговой проверки, налоговому инспектору необходимо получить специальное разрешение руководителя (его заместителя) налоговой инспекции.

Выездная налоговая проверка осуществляется на территории налогоплательщика. Федеральным законом от 18.07.2017г.

№ 163-ФЗ была дополнена статья 82 Налогового кодекса РФ, которая определяет правила проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Об этом и пойдет речь в настоящей статье.

Изменения в порядке проведения камеральных налоговых проверок в 2018 году

Особенности и порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентированы статьей 88 Налогового кодекса РФ.

Согласно налоговому законодательству РФ все налогоплательщики в зависимости от применяемого налогового режима и видов осуществляемой деятельности должны формировать и представлять налоговую отчетность.

Соблюдение указанных норм предполагает своевременную сдачу налоговых отчетов в инспекцию ФНС по месту регистрации (налогового учета) налогоплательщика. В свою очередь, все документы, поступившие в инспекцию от налогоплательщиков, подлежат проверке отделом камеральных проверок.

В 2018 году в статью 88 Налогового кодекса РФ внесены изменения в части проведения камеральных налоговых проверок. Теперь срок проведения камеральных проверок ограничен одним месяцем (см. Письмо ФНС России от 13 июля 2017 года № ММВ-20-15/112@ «Об ускоренном возмещении НДС добросовестными налогоплательщиками»).

Решение о возмещении НДС в отношении налогоплательщиков, которым был присвоен низкий или средний уровень риска,  налоговые инспекторы будут принимать в течение двух месяцев.

Напомним, что ранее, до внесения указанных изменений в статью 88 Налогового кодекса РФ, максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки составлял три месяца.

Источник: http://apgmag.com/izmenenie-poriadka-provedeniya-nalogovih-proverok-v-2018-godu/

Выездная налоговая проверка в 2018: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.

  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.

  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.

  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.

Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017 году. В 2018 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Выездные налоговые проверки в 2018 году

План налоговых проверок в 2018 году ФНС не станет раскрывать и на этот раз. Такую информацию налоговая служба не публикует, в отличие от других проверяющих ведомств. Но по сведениям, которые нам удалось выяснить, можно точно определить, какие компании заинтересуют инспекторов.

Теперь план выездных проверок на 2016 год зависит от результатов камеральных проверок по НДС.

Когда ФНС вводила новую декларацию, она рассчитывала, что инспекторы смогут увидеть все налоговые разрывы, то есть операции, по которым заявлены вычеты, а налог не уплачен.

Налоговики обещали, что каждая такая операция будет оставлять след в базе. Так вот, чем больше будет следов, тем выше вероятность выездной налоговой проверки в 2018 году.

Критерии отбора для выездной налоговой проверки в 2018 году

Опрошенные сотрудники УФНС рассказали нам, что действительно видят теперь как на ладони все разрывы в цепочке движения товара. Результаты камералок по НДС используют для предпроверочного анализа. В первую очередь в кандидаты на предмет выездной налоговой проверки в 2018 году попадут компании, отвечающие следующим четырем критериям:

  • если компании игнорируют требования инспекции по НДС;
  • если в ответ на любые вопросы сообщают, что ошибка у контрагента;
  • если сдают много уточненок по НДС;
  • если после корректировки НДС не уточняют декларации по прибыли.

Конечно, не все перечисленные компании попадут в план проверки налоговой инспекции на 2016 год. Все зависит от суммы предполагаемых нарушений.

Инспекторам желательно доначислить не меньше среднего по региону, а это, как правило, 510 млн рублей.

В эту сумму входит НДС, а также налог на прибыль, поскольку по сделкам с однодневками снимают и вычеты, и расходы. В расчет идут и остальные налоги.

Можно уменьшить риск налоговой проверки в 2018 году

Чтобы сократить риски выездной налоговой проверки в 2018 году, не стоит пропускать запросы инспекторов по НДС. Если продавец не отразил реализацию, безопаснее убрать вычеты, особенно если суммы крупные.

А когда компания подает уточненку по НДС, вместе с ней стоит сразу скорректировать отчет по прибыли и убрать расходы по сомнительной сделке.

Если не уточнить прибыль, инспекция наверняка начнет задавать вопросы на камералке или позже на комиссии.

Несмотря на то что налоговики считают частые уточненки подозрительными, лучше их подать. Но лишь в том случае, если компания уточняет данные, чтобы устранить или свести к минимуму налоговые разрывы по НДС. Так можно снизить риск выездной налоговой проверки в 2018 году.

Снизить риск проведения ревизии и попадания компании в плановые проверки налоговой инспекции на 2016 год также можно, если правильно составить декларацию по НДС. Заполнить отчетность без ошибок и сдать ее с первого раза помогут наши статьи. Мы составили подборку нужных и популярных среди читателей статей по теме:

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

Источник: https://calypsocompany.ru/nalogi-i-vyplaty/vyezdnye-nalogovye-proverki-v-2018-godu

Как будут проверять налоговики бизнес в 2018-2019 годах?

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов утвердил отчет о выполнении Плана деятельности ФНС России в 2017 году.

Проведена работа по совершенствованию налогового администрирования, в том числе:

  • для побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств налоговые органы использовали такие методы, как приглашение на комиссии по легализации налогооблагаемой базы, рабочие встречи, круглые столы, информационные кампании, дни открытых дверей и т.д.;
  • применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности позволило снизить административное давление на бизнес, сократить количество выездных проверок практически в три раза (с 58 тыс. в 2012 году до 19 тыс. в 2017 году) и существенно повысить эффективность их проведения;
  • усовершенствованы программные средства, применяемые в процедурах налогового контроля, технологические процессы в автоматизированной информационной системе «Налог-3»;
  • АСК «НДС-2» позволила автоматизировать и унифицировать бизнес-процессы налогового контроля. Ежеквартально в АСК «НДС-2» обрабатывается 1,5 млн налоговых деклараций.

И естественно в 2018 в планах налоговой собрать больше налогов, чем в прошлом году. Как это будут делать налоговики?

Выявление дробления

Чтобы понять, что понимают налоговики под дроблением бизнеса, обратимся к  письму ФНС № СА-4-7/15895@ от 11.08.2017.

за последние 4 года арбитражными судами рассмотрено более 400 дел на сумму, превышающую 12,5 миллиардов рублей, в рамках которых оспаривались ненормативные акты налоговых органов, вынесенные по результатам мероприятий налогового контроля и содержащие выводы о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате применения данной схемы.

  1. Общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности.

В качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы дробления бизнеса, могут выступать следующие установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:

— дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) или упрощенную систему налогообложения (далее — УСН)) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;

— применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;

— налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;

— участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;

— создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;

несение расходов участниками схемы друг за друга;

— прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);

— формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;

— отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;

— использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети «Интернет», адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;

— единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;

— фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;

— единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;

— представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;

— показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;

— данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;

— распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

Как показал анализ судебно-арбитражной практики, все или часть приведенных выше признаков могут в своей совокупности и взаимной связи свидетельствовать о формальном разделении (дроблении) бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

  1. Формальный характер деятельности участников схемы.

Одним из основных способов занижения своих налоговых обязательств при применении схемы дробления бизнеса является включение в цепочку взаимоотношений организаций и предпринимателей, чья деятельность носит формальный (технический, подконтрольный) характер и направлена на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

  • Примеры арбитражных споров, по которым судами поддержана позиция налоговых органов.

В рамках дела N А12-24270/2014 по заявлению ООО «МАН» налоговым органом доказывалось получение Обществом необоснованной налоговой выгоды вследствие включения в производственный процесс подконтрольного аффилированного лица индивидуального предпринимателя Бочарова П.С., деятельность которого носила формальный характер в отсутствие деловой цели.

ВС РФ пришел к выводу о том, что целью таких действий является уклонение от уплаты налога на прибыль организаций и НДС путем формального заключения с указанным лицом взаимных договоров поручения, по условиям которых Общество и предприниматель

от имени друг друга могли совершать действия по оформлению сделок купли-продажи с покупателями товаров, что позволяло им распределять между собой полученную выручку в целях минимизации своих налоговых обязательств и получения необоснованной налоговой выгоды.

2.2. Примеры арбитражных споров, по которым судами была поддержана позиция налогоплательщиков.

Результаты проведенного мониторинга судебной практики свидетельствуют о многочисленных судебных актах, принятых в пользу налогоплательщиков. При этом, основной причиной отмены решений налоговых органов по результатам проверок является именно недоказанность подконтрольности и несамостоятельности ведения предпринимательской деятельности участниками взаимосвязанных хозяйственных операций.

Так, в рамках дела N А70-4269/2014 по заявлению ООО «Дорсервис» Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 02.03.

2015 сделал вывод о том, что налогоплательщик и предприниматели производили финансово-хозяйственные операции от своего имени, самостоятельно выполняли свои налоговые обязательства перед бюджетом, вели учет своих доходов в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета при применении специального налогового режима, самостоятельно определяли объект налогообложения, налоговую базу, исчисляли налог и представляли в налоговый орган по месту учета налоговую отчетность; факты передачи в аренду имущества и получение оплаты оформлены соответствующими документами, операции отражены в налоговом учете у Общества и индивидуальных предпринимателей. По мнению суда, налоговым органом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии самостоятельной предпринимательской и производственной деятельности, осуществляемой иными участниками схемы, направленности деятельности налогоплательщика исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды, а также о формальном характере первичного и бухгалтерского учета Общества.

  1. Действительный размер налоговых обязательств.

3.1. Примеры судебных актов, принятых в пользу налоговых органов.

Так, судебные инстанции, соглашаясь в рамках дела N А03-17184/2014 с доводами налогового органа о том, что ООО «Ника-экспорт» создана схема, предусматривающая включение в цепочку по реализации горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ) взаимозависимых (подконтрольных) преднамеренно созданных организаций, применяющих специальные налоговые режимы, исследовали вопрос обоснованности использования метода разделения выручки от реализации на две условные части (розница и опт), к которым применяются разные способы начисления налога.

3.2. Примеры судебных актов, принятых в пользу налогоплательщиков.

Вместе с тем, анализ судебной практики свидетельствует о том, что установленный в рамках судебного разбирательства факт неправильного определения налоговым органом действительного размера налоговых обязательств является основанием для признания недействительным ненормативного акта налогового органа.

Так, в рамках дела N А19-18472/2012 по заявлению ООО «Управляющая компания Востокпромхолдинг» ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 27.06.2013 указал, что судами в полной мере проверен приведенный в оспариваемом решении инспекции расчет налога на прибыль, который должен быть уплачен Обществом при отсутствии дробления бизнеса.

Такой расчет обоснованно признан судами не соответствующим положениям главы 25 НК РФ.

Требования к расчету:

— в расчете налоговой базы должны учитываться не только доходы участников схемы, но и их расходы;

— надлежащее обоснование применения той или иной налоговой ставки с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся документов;

— в обязательном порядке обеспечивать наличие в акте и решении подробного расчета, объясняющего методику производимых доначислений налогов проверяемому налогоплательщику;

— предпринимать исчерпывающие меры, направленные на подтверждение правомерности расчета налогового органа действительных налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика: получение документального подтверждения доходов и расходов налогоплательщика путем истребования документов у налогоплательщика и его контрагентов, получения банковских выписок и сведений об иных аналогичных налогоплательщиках;

— учитывать возражения налогоплательщика относительно правильности расчетов с учетом подтверждающих документов.

Налоговый орган давно ведет борьбу с обналичиванием денежных средств. В том числе данная борьба ведется через банковские структуры.

Схемы с «однодневками» используют 60% российских компаний, причем треть из них — регулярные пользователи, выводящие из-под налогообложения более 30% выручки.

Поскольку налоговые органы, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса, наделены правами приостановления операций по счетам налогоплательщиков, указанные полномочия способствуют повышению эффективности противодействия обналичиванию.

Кроме того, выявляются такие схемы с помощью комплекса АСК-2.

Также выявляются такие операции через банки.

Транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:

  • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
  • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
  • проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета ( Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»).

Источник: http://lawedication.com/blog/2018/05/07/kak-budut-proveryat-nalogoviki-biznes-v-2018-2019-godax/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector