Инструкция 174н с изменениями на 2018 год (бюджетный учет)

Инструкция 174н по бюджетному учету в 2018 году с изменениями

При работе с планом счетов бюджетного учреждения учтите изменения, которые внесены в Инструкцию № 174н. Последние вступили в силу 8 мая 2018 года. Инструкцию 174н по бюджетному учету в 2018 году с изменениями вы можете скачать в статье.

С 8 мая 2018 года вступил в силу о внесении изменений в Инструкцию 174н. 

Новые счета и аналитические группы

В связи с введением новых федеральных стандартов, ввели новую аналитическую группу 90 «Имущество в концессии». Его используйте для учета имущества переданного в концессию:

  • 101 90 «Основные средства — имущество в концессии»,
  • 103 90 «Непроизведенные активы — в составе имущества концедента»,
  • 104 90 «Амортизация имущества в концессии»,
  • 106 90 «Вложения в имущество концендента».

Для учета прав пользования при операционной аренде и вложений при финансовой аренде используйте счета группы 40:

  • 104 40 «Амортизация прав пользования активами»,
  • 106 40 «Вложения в объекты финансовой аренды».

Ранее аналитическую группу 40 использовали для учета предметов лизинга. Теперь полученное в лизинг имущество надо учитывать по общим правилам, установленным стандартом «Аренда». Подробнее про применение новых федеральных стандартов читайте в статье журнала Учет в учреждении.

Таблица 1. Новые счета в Инструкции 174н

Номер и название счетаНомер и название счета
101 18 «Прочие основные средства — недвижимое имущество учреждения» 104 01 «Амортизация жилых помещений»
101 01 «Жилые помещения» 104 23 «Амортизация сооружений — особо ценного движимого имущества учреждения»
101 03 «Сооружения — особо ценное движимое имущество учреждения» 109 90 «Издержки обращения»
104 18 «Амортизация прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения» 205 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

Утратившие силу счета

Счет 101 40 «Основные средства — предметы лизинга» и всю его детализацию (102 40 «Нематериальные активы — предметы лизинга», 104 40 «Амортизация предметов лизинга», 105 40 «Материальные запасы — предметы лизинга», 106 40 «Вложения в предметы лизинга», 107 40 «Предметы лизинга в пути») исключили. Теперь основные средства в лизинге (финансовой аренде) учитывайте на таких счетах, как:

  • 101 10 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения»,
  • 101 20 «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»,
  • 101 30 «Основные средства — иное движимое имущество учреждения»,
  • 101 90 «Основные средства — имущество в концессии».

Подробнее об изменениях в учете основных средств по новому стандарту «Основные средства», читайте в справочнике Системы Госфинансы.

Теперь нет счета 205 82 на котором отражали расчеты по невыясненным поступлениям. Их теперь нужно указывать на счете 205 81. Остальные счета которые не действуют с 1 января указаны в таблице 2.

Таблица 2. Счета, которые признали утратившими силу

Номер и название счетаНомер и название счета
101 18 «Прочие основные средства — недвижимое имущество учреждения» 104 01 «Амортизация жилых помещений»
101 01 «Жилые помещения» 104 23 «Амортизация сооружений — особо ценного движимого имущества учреждения»
101 03 «Сооружения — особо ценное движимое имущество учреждения» 109 90 «Издержки обращения»
104 18 «Амортизация прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения» 205 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

Переименованные и дополненные счета

Скорректировано название счета 101 06 в новой редакции он называется 101 06 «Инвентарь производственный и хозяйственный». Соответственно счет 104 06 — «Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного». А на счетах 106 ХХ убрали слово «учреждение»:

  • 106 10 «Вложения в недвижимое имущество»,
  • 106 20 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество»,
  • 106 30 «Вложения в иное движимое имущество»,
  • 106 34″Вложения в материальные запасы — иное движимое имущество».

Счета 101 02 «Нежилые помещения» и 101 03 «Сооружения» объединили в один счет 101 02 «Нежилые помещения (здания и сооружения)». Сооружения, которые до 1 января 2018 года учитывали на счете 101 03 перенесите на новый счет 101 02.

Отмечу, что с 2018 года счет 103 03 именуется как «Инвестиционная недвижимость». На нем нужно учесть только те объекты, которые предназначены исключительно для сдачи в аренду или увеличения стоимости недвижимости. Если недвижимость предназначена для выполнения задания, но временно передана в операционную аренду, переводить ее на счет 101 03 не надо.

Счет 101 07 переименовали из «Библиотечного фонда» в «Биологические ресурсы».

С нового года на нем отражайте животные и растения, естественный рост и воспроизводство которых находятся под непосредственным контролем учреждения, в частности, многолетние насаждения.

В межотчетный период перенесите их со счета 101 08 на счет 101 07. Все объекты библиотечного фонда, которые учитывались на счете 101 07 до 1 января 2018 г. перенесите на счет 101 08 «Прочие основные средства».

Таблица 3. Счета в новой редакции

Было (2017 год)Стало (2018 год)
205 21 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности» 205 21 «Расчеты по доходам от операционной аренд»
205 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» 205 30 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»
205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)»
205 50 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» 205 50 «Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов»
205 82 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» 205 81 «Расчеты по невыясненным поступлениям»
206 40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям» 206 40 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям»
206 50 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам» 206 50 «Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам»
206 91 «Расчеты по авансам по оплате прочих расходов» 206 96 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов»
208 91 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов» 208 96 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов»
209 83 «Расчеты по иным доходам» 209 89 «Расчеты по иным доходам»
209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» 209 40 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»

Состав Инструкции № 174н по бюджетному учету

Инструкция состоит из двух приложений. В первом приведен План счетов в разбивке на балансовые и забалансовые. Балансовые в свою очередь разбиты на следующие разделы:

  • нефинансовые активы,
  • финансовые обязательства,
  • обязательства,
  • финансовый результат,
  • санкционирование расходов.

В приложении № 2 приведена инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений. Она также состоит из пяти разделов.

 В начале статьи вы можете скачать последнюю версию Инструкции 174н от 8 мая 2018 года

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102654-instrukciya-174n-2018

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2018 года

Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.16 № 257н, вступил в силу 1 января 2018 года.

С этого момента его положения обязательны к применению для государственных и муниципальных учреждений, органов госвласти и местного самоуправления — в общем, для всех бюджетных организаций.

Об основных отличиях стандарта от действующей Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н (приказ Минфина РФ от 01.12.10 № 157н) рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет».

Федеральный стандарт не заменяет Инструкцию № 157н (в ред. от 27.09.17), а устанавливает основополагающие правила бухгалтерского учета в отношении основных средств (ОС). Два документа существуют параллельно, и в ближайшем будущем стоит ждать, что данная инструкция и детализирующие ее акты (№ 162н, 174н, 182н) будут скорректированы согласно положениям ФСБУ.

Одно из важнейших различий кроется в самом толковании термина «основные средства». С 1 января 2018 года в это понятие включаются не просто материальные объекты, а материальные ценности, которые являются активами. Это значит, что кроме стандартных требований к объекту появляется новое — обладать полезным потенциалом.

Это означает, что объект можно использовать для выполнения государственных (муниципальных) функций или оказания услуг, погашения обязательств или обменивать на другие активы. Принять объект к учету как основное средство можно лишь в том случае, если его первоначальная стоимость надежно оценена.

Если эти критерии федерального стандарта не выполняются, то объект учитывается на забалансовом счете. Обратите внимание: условия об обязательной государственной регистрации права на недвижимое имущество в ФСБУ, в отличие от инструкции № 157н, нет.

Другое новшество — возможность отнести к основным средствам арендованные объекты или полученные в пользование на безвозмездной основе. Требования к таким ОС диктует ФСБУ «Аренда». Кроме того, как основные средства теперь следует учитывать и некоторые объекты имущества казны.

В то же время из категории основных средств вынесены сразу две группы объектов — биологические активы, если они служат для производства биопродукции, и предназначенная для продажи недвижимость. Многолетние насаждения сами по себе (не производящие биопродукцию) остаются в составе ОС. Для них, возможно, будет выделен отдельный бухгалтерский счет.

Читайте также:  Порядок и сроки уплаты налога на прибыль для ип и ооо в 2018

Актив культурного наследия признается ОС только в двух случаях: если есть возможность получить в будущем экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, или если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью. В иных случаях такой объект отражается на забалансовых счетах в условной оценке — 1 рубль.

В определении единицы учета и порядке принятия к учету ОС существенных различий немного. Стоит упомянуть о том, что ФСБУ вводит понятие «комплекс ОС», то есть позволяет рассматривать как инвентарную единицу объекты с равным сроком полезного использования и несущественной стоимостью.

Требования к оценке объектов

Федеральный стандарт не обошел стороной и оценку объектов основных средств. Он вводит новые термины, разграничивающие два типа возможных операций с объектами:

  1. Обменные операции — активы обмениваются на деньги или иные материальные ценности, в счет стоимости объекта могут быть учтена стоимость выполненных работ, оказанных услуг или прав на пользование активом. Такой обмен основан на рыночной стоимости объекта. При обменных операциях объект оценивается по размеру фактических затрат.
  2. Необменные операции — активы передаются на безвозмездной основе или за незначительные деньги. В данном случае первоначальная стоимость определяется, исходя из справедливой стоимости объекта.

Учредитель должен решить, как оценивать разные категории объектов, и выбор должен найти отражение в учетной политике учреждения.

Как сгруппировать объекты

Федеральный стандарт вводит новые принципы объединения основных средств.

Вместо двух групп («Нежилые помещения» и «Сооружения») в новой классификации появилась одна — «Нежилые помещения (здания и сооружения)».

Для библиотечного фонда, мягкого инвентаря, драгоценностей и ювелирных изделий в новой классификации тоже отдельных групп не нашлось, все эти счета переходят в группу «Прочие основные средства».

Зато выделена инвестиционная недвижимость — объекты недвижимости, их части или движимое имущество, предназначенные для сдачи в аренду. Бухгалтеру следует изучить, какие из объектов, которые числятся на счете 01, надо будет перевести в разряд ОС.
 

Инструкция № 157н (в ред. от 27.09.2017)Федеральный стандарт «Основные средства»
0 10101 000 «Жилые помещения» 0 10101 000 «Жилые помещения»
0 10102 000 «Нежилые помещения» 0 10102 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»
0 10103 000 «Сооружения» 0 10103 000 «Инвестиционная недвижимость»
0 10104 000 «Машины и оборудование» 0 10104 000 «Машины и оборудование»
0 10105 000 «Транспортные средства» 0 10105 000 «Транспортные средства»
0 10106 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» 0 10106 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный»
0 10107 000 «Библиотечный фонд» 0 10107 000 «Биологические ресурсы»
0 10108 000 «Мягкий инвентарь»0 10109 000 «Драгоценности и ювелирные изделия»0 10110 000 «Прочие основные средства» 0 10108 000 «Прочие основные средства»

Чтобы корректно учитывать ОС согласно обновленным группам, объекты необходимо переместить: исключить объекты из одной группы и включить в другую. Стоимость их при этом не меняется.

Основные средства между счетами переводятся разово, исходя из ситуации на начало января 2018 года, через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Основание для перевода — бухгалтерская справка (форма 0504833).

Какой метод амортизации выбрать

С введением федерального стандарта расширился перечень методов начисления амортизации, тогда как Инструкция № 157н предлагала только линейный метод. Федеральный стандарт предложил еще варианты. Итого в распоряжении бухгалтера есть три метода начисления амортизации.

  1. Линейный метод. Он подразумевает начисление равных сумм амортизации ежемесячно во время всего срока полезного использования (СПИ). Чтобы рассчитать платеж, надо первоначальную стоимость объекта разделить на СПИ.
  2. Метод уменьшаемого остатка. Удобен для тех объектов, которые быстро устаревают или эксплуатируются в сложных условиях, в агрессивной среде. Метод позволяет провести ускоренную амортизацию, применяя к годовой сумме повышающий коэффициент от 1 до 3. За основу берется остаточная стоимость объекта (затраты на покупку и ввод в эксплуатацию за вычетом уже погашенных начислений на начало отчетного года), учитываются также норма амортизации исходя из СПИ и показатель износа.
  3. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Метод хорош для объектов, для которых указан заложенный в них производственный потенциал (то есть понятно, сколько продукции объект сможет произвести за весь срок эксплуатации). Расчет опирается на фактический объем выпущенной продукции за отчетный период, помноженный на норму амортизации (первоначальная стоимость / предполагаемый объем продукции за срок полезного использования).

Метод амортизации учреждение вправе определить самостоятельно с учетом специфики видов деятельности, но основным критерием должна стать потенциальная экономическая выгода. Выбранный метод обязательно указывается в учетной политике.

Еще одно новшество: федеральный стандарт обязывает начислять амортизацию даже на те объекты, которые простаивают, временно не используются или подготовлены для дальнейшего списания. Исключение — объекты, остаточная стоимость которых сравнялась с нулем. Инструкция № 157н разрешала приостанавливать начисление амортизационных сумм в такие периоды.

Федеральный стандарт также сместил границы первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей. Для объектов стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода в эксплуатацию.

Особое правило для библиотечного фонда — сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100-процентном размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Эта граница ранее была обозначена на уровне 40 000 рублей.

Что изменилось в отчетности

Разработчики федерального стандарта не обошли свои вниманием и вопросы отчетности. С 1 января 2018 года бухгалтер должен указывать балансовую стоимость активов, метод амортизации, накопленную амортизацию и многое другое.

Важно отразить в отчетности изменения оценки объектов в отчетном периоде, которые повлияют на СПИ, и метод амортизации. Кроме того, необходимо представить сравнение остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода.

Сведения нужно готовить по всем группам ОС, это касается инвестиционной недвижимости, активов с нулевой остаточной стоимостью, простаивающих объектов и пр. До вступления в силу ФСБУ «Основные средства» учреждение включало отчетность сведения лишь по некоторым видам ОС.

Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому в ближайшее время ожидаем изменений в Инструкцию № 157н, связанных, в частности, со счетами 0 10100 000, а также появления новых строк в формах 0503168, 0503768, а также баланса 0503130, 0503730.

Данные изменения будут отражаться в отчетности за 2018 год.

Как начать работу по новому стандарту

Чтобы грамотно внедрить ФСБУ, учреждение должно предпринять несколько шагов. И начать следует с инвентаризации, которая даст представление о состоянии остатков ОС для корректного учета и применения выбранного метода амортизации.

Необходимо проверить имущество, которое учитывалось до 1 января 2018 года на счете 0 10100 000 на предмет соответствия стандарту.

Получив данные об объектах, которые ранее отражались на забалансовых счетах или по каким-то критериям не входили в группу ОС, бухгалтер должен поставить на баланс по первоначальной стоимости.

Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА.

Для этого приказом Минфина России от 17.11.2017 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива.

Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).

Это нужно сделать, чтобы разделить ОС на группы, в том числе выделить объекты группы «Инвестиционная недвижимость» (сейчас они учтены по отдельной аналитике на счете 101 и за балансом на счетах 25 и 26).

В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Если ранее было важно выстроить контроль расчетов с бюджетом, то сейчас на первый план выступает оценка капитализации организаций и качества самих активов.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2018/2/13149

Новые правила бухучета в бюджетных учреждениях. Изменения в Инструкцию № 174н

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. № 227н (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведение Плана счетов и Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г.

№ 174н(далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г.

(далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из Инструкции № 174н удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала «Энциклопедии решений. Бюджетная сфера» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня! Получить доступ

Новый порядок формирования номера счета

Одним из ключевых нововведений, внесенных в Инструкцию № 174н, является правило формирования рабочего плана счетов в отношении структуры счета (п. 3.2 Приказа № 227н). Уже в текущем году установлено требование об обязательном включении бюджетными учреждениями в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов кодов:

  • вида расходов;
  • аналитической группы подвида доходов;
  • аналитической группы вида источников финансирования дефицитов.
Читайте также:  Сроки уплаты налога на добычу полезных ископаемых в 2018 году

А с 1 января 2017 года в 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также п. 21.1 Инструкции № 157н).

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения»;
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами».

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (п.п. 2.1-2.24 Приказа № 227н). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения Инструкции № 174н.

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям» (п. 2.7 Приказа № 227н);
  • 0 206 11 000 «Расчеты по оплате труда» (п. 2.8 Приказа № 227н) – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат», 0 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия», 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам» (п. п. 2.9-2.12 Приказа № 227н);

Источник: http://garantinfo.ru/novye-pravila-buxucheta-v-byudzhetnyx-uchrezhdeniyax-izmeneniya-v-instrukciyu-174n/

Перечень основных инструкций по бюджетному учету

Не каждый бухгалтер, работающий в коммерческой организации, сможет мгновенно перестроиться на работу в системе бюджетного учета. Он ведется по правилам, отличным от предписанных предприятиям коммерческого сектора и некоммерческим организациям.

Связано это различие с особенностью правового статуса таких учреждений.

Их учредителями являются или органы государственной власти любого уровня, или муниципальные органы, или же министерства и ведомства федерального уровня.

Организации эти являются получателями государственных средств, распределяемых в виде субсидий или сметного финансирования, контроль за расходованием которых гораздо строже, чем в частном секторе экономики.

Поэтому и нормативные акты, регулирующие эту сферу, отличаются от аналогичных, разработанных для предпринимательства. На 2018 год вступают в силу изменения, которые существенно повлияют на работу бухгалтера.

С точки зрения методологии основным отличием двух систем учета является План счетов. Вторым после наименований и нумерации счетов важным отличием бюджетного учета от бухгалтерского является порядок формирования и сдачи форм отчетности. Она предоставляется не только в налоговые органы, но и учредителю организации.

Основными документами, регулирующими бюджетный учет, являются инструкции, выпускаемые Минфином, который регламентирует и бухгалтерский учет. Они носят как общий, так и частный характер, относясь к деятельности только одного типа учреждений.

Бюджетные учреждения делятся на три основные группы – бюджетные, автономные и казенные.

Для каждой из групп разработан собственный план счетов, отражающий различия в специфике их деятельности и ее регулированию.

  1. Бюджетные учреждения создаются в сфере науки, образования, культуры. Их финансирование осуществляется из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно.
  2. Казенные учреждения работают в сфере производства и науки, выполняют отдельные государственные функции или госуслуги, финансируются из бюджета на основании утвержденной сметы, их деятельность связана с использованием основных средств, они имеют собственные доходы, что рождает потребность в специфическом регулировании их финансово-бюджетной дисциплины.
  3. Автономные организации создаются, в основном, в сфере социальной поддержки населения, науки, образования, спорта и других сферах, связанных с оказанием услуг гражданам. Их финансирование осуществляется также из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно. Их отличием является то, что расчетные счета они могут открывать в коммерческих банках, а не только в Федеральном казначействе.

Основной особенностью всех типов является то, что своим имуществом они пользуются на основе права оперативного управления, финансирование получают от учредителя или напрямую из бюджета, что порождает особые требования к отчетности.

Для понимания требований к составлению и сдаче отчетности, бухгалтер должен знать классификацию субъектов бюджетного учета. В этом механизме задействовано три группы субъектов:

  • получатели средств (учреждения);
  • распорядители средств (учредители или региональные органы власти, направляющие средства их получателям);
  • главный распорядитель средств (как правило, федеральное министерство при распределении средств между автономными организациями).

Получатель средств отчитывается перед распорядителями путем составления отчетности, практически аналогичной той, которая направляется в налоговые органы.

Регулирующие документы

Единый, общий для всех групп этого типа юридических лиц, План счетов бюджетного учета можно найти в Инструкции №157н. За 2018 год она претерпела серьезные изменения.

Важным изменением стали корректировки в наименованиях многих счетов, например, счет 10407 «Амортизация библиотечного фонда» переименовали в «Амортизация биологических ресурсов», счет 10707 «Библиотечный фонд» — «Биологические ресурсы». На основании Единого плана счетов разрабатываются алогичные планы для каждого из типов бюджетных организаций.

Ввели новые счета, например, 10429 «Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», 10449 «Амортизация прав пользования непроизведенными активами».

Утратили силу счета 10540 «Материальные запасы — предметы лизинга», 10240 «Нематериальные активы — предметы лизинга», 10740 «Предметы лизинга в пути», 10990 «Издержки обращения».

Номенклатуру счетов конкретно для бюджетных учреждений регулирует Инструкция №174н, ею вводится Единый план счетов и порядок его применения, она также как и 157н серьезно изменялась дважды, теми же приказами Минфина.

Инструкция №162н регулирует правила применения специального Плана счетов для казенных предприятий. Инструкция №183н разработана специально для автономных учреждений с их особенностями ведения деятельности, связанные с достаточно широкими возможностями распоряжения средствами.

Порядок предоставления отчетности регламентируется Инструкцией №33н. Она определяет права учредителя, которому в обязательном порядке предоставляется отчетность, способ ее получения – в бумажном виде или в электронном, посредством предоставления отчетности на электронных носителях непосредственно учредителю или же с направлением ее по телекоммуникационным каналам связи.

Вместе с годовой отчетность необходимо предоставлять информацию о ее утверждении наблюдательным советом автономной организации.

Порядок применения бюджетной классификации можно найти в Инструкции №65н. Подробнее обо всех изменениях можно найти в тексте Приказа Минфина России от 31.03.2018 №64н.

Инструкция №191н вводит требования по предоставлению отчетности об исполнении бюджетов. Это особая форма отчетности, только одних форм баланса предлагается 6 видов. Выбор формы зависит от того, получателем, распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств является организация.

И, наконец, Инструкция №148н регулирует общие вопросы ведения бюджетного учета. Она регулирует правила отражения каждой хозяйственной операции,

Виды расчетов

Для любого бухгалтера бюджетного учреждения одним из самых важных областей применений правил бюджетного учета будет отражение в нем расчетов с разными группами дебиторов и кредиторов.

С подотчетными лицами

Строгий контроль за всеми видами расходования средств распространяется и на расчеты с подотчетными лицами. До сих пор действует требование об оформлении расходных кассовых ордеров при выдаче наличных денег.

Отчитываются сотрудники по авансовому отчету с оправдательными документами (для коммерческих организаций эти особенности документооборота уже отменены).

Учитываются расчеты на синтетическом счете 020800000, имеющем большое количество аналитических счетов.

По недосдачам

Если в коммерческих организациях недосдача является частным делом, то в учреждении – это нарушение бюджетной дисциплины. Недосдачи в понимании законодателя при разработке формулировок этой статьи бывают разного характера в зависимости от актива и причин его утраты:

  • движимого имущества;
  • денежных средств;
  • в результате недобросовестных действий контрагентов;
  • в виде судебных издержек.
Читайте также:  Облагается ли премия страховыми взносами в 2018: особенности налогообложения

Расчеты по этим видам недосдач отражаются по счету 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Здесь, согласно нормам п.

220 Инструкции №157н, учитываются не только недосдачи, но и хищения, своевременно невозвращенные денежные средства, выданные по авансовому отчету, невозвращенные контрагентами авансовые платежи по расторгнутым государственным контрактам, по суммам судебных издержек.

С учредителем

Для всех видов учреждений их учредителем будет орган власти или определенное министерство. Оно наделяет учреждение имуществом.

Расчеты с учредителем являются одним из основных видов расчетов и их неточное или несвоевременное проведение и отражение в учете может привести к применению в отношении уполномоченных лиц мер ответственности.

Операции отражаются или ежегодно или перед преобразованием организации в другую форму.

Отражаются они на счете 021006000. В обязательном порядке на этом счете отражается переданное организации учредителем имущество, которым она не может распоряжаться самостоятельно, но пользуется поступающими от него доходами.

К такому имущество относится недвижимость и другие дорогостоящие основные средства.

Также здесь отражается так называемое «особо ценное движимое имущество» (термин введен одной из инструкций), которое организация приобрела самостоятельно, за счет доходов от своей деятельности.

Вместе с самим имуществом должна отражаться сумма начисленной на него амортизации, которая так и остается здесь, в случае выбытия имущества из ведения до его полной амортизации. Здесь же отражаются целевые субсидии и возврат их неизрасходованной части.

Этот вид расчетов отражается на синтетическом счету 021005000 «Расчет с дебиторами по доходам» и сопутствующих ему аналитических счетах.

На этом же счету учитываются переплаты по налогам.

Следует учитывать, что большинство расходов должно быть санкционировано учредителем или в виде утверждения сметы, или в виде предоставления разрешения на совершение конкретной расходной операции.

На субсчете 020502000 отражаются доходы от собственности, на 020503000 – доходы от реализации. Все операции дополнительно отражаются в журналах, которые ведутся по установленным формам.

Таким образом, все правила, регулирующие учет в бюджетных организациях существенно отличаются от правил РСБУ, кроме того, они претерпели ряд структурных изменений, связанных с изменением бюджетной классификации и усилением роли электронного документооборота в отношениях между государственными органами.

Бухгалтеру для того, чтобы ориентироваться во всех этих изменениях, нужно посвятить время изучению инструкций. В этом случае учет будет вестись в соответствии с новыми правилами и не возникнет проблем, связанных со сдачей отчетности.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/buh/raznoe/buhuchet/instrukcii-po-byudzhetnomu-uchetu.html

Изменения в бухучете с 2018 года: таблица

Изменения в бухучете в 2018 г. затронули деятельность ИП, коммерческих предприятий и учреждений бюджетной сферы. Нововведения появились в правилах ведения бухгалтерского учета, ряд уточнений и новых положений касаются налогового учета. Некоторые отчетные документы обновились – устранен ряд «пробелов» в образцах документов, добавлены новые поля и коды.

Изменения в бухучете с 2018 года

Одно из основных нововведений – повышение МРОТ. С января его величина равна 9489 руб.

Значение этого показателя получило привязку к размеру прожиточного минимума, определяемому для категории трудоспособного населения страны.

Правило соотнесения МРОТ и прожиточного минимума будет актуально только в случае повышения стоимости жизни. Если прожиточный минимум скорректируется в меньшую сторону, величина МРОТ останется на прежнем уровне.

Повышение МРОТ повлечет изменения в бухучете в части расчетов по оплате труда, листкам нетрудоспособности и детским пособиям. С 2018 года временный порядок индексации детских пособий переходит в статус постоянного – размер этих социальных выплат будет корректироваться на величину инфляции ежегодно с февраля нового отчетного периода.

Изменение стандартов в бухучете

Новые стандарты учета в этом году не появились – их разработка заложена в план приказом от 07.06.2017 г. № 85н.

В 2019 году прогнозируется внесение изменений в ПБУ 3/2006 и стандарт 18/02, в 2020 обновиться должны ПБУ 13/2000 и 16/02.

Дополнительно на 2019 год заложено в программу внедрение в порядок бухгалтерского учета ПБУ по запасам и НМА. На 2020 г. планом предусмотрено принятие 9 новых стандартов, на 2021 – еще 4 документов.

Изменения в бухучете с 1 января 2018 затронули правила отражения операций, направленных на привлечение ресурсов некредитными финансовыми структурами. Корректировки были закреплены обновленным текстом отраслевого стандарта.

Суть изменений сводится к тому, что теперь финансовым организациям некредитного направления деятельности разрешено не включать в базу расчета эффективной ставки по процентам несущественные прочие затраты.

Эти расходы могут быть признаны единовременно как составляющий элемент комиссионных трат (Указание Банка России от 14.08.2017 г. под № 4495-У).

Какие изменения в бухучете в 2018 году в отношении применения бухгалтерских стандартов:

  1. МСФО 9 становится обязательным для применения. Сфера действия документа распространяется на финансовые инструменты. Этот стандарт призван заменить МСФО 39.
  2. Для кредитных учреждений обновлен порядок вычисления справедливой стоимости по финансовым инструментам. Опираться в расчетах надо на положения МСФО 13. Обязательно должен учитываться уровень активности по конкретному инструменту на финансовом рынке. Корректировке подвергся алгоритм действий при проведении расчетов по производным видам финансовых инструментов.

Изменения в бухучете бюджетных учреждений (2018)

В бюджетном секторе произошло изменение порядка составления отчетности, в том числе бухгалтерской. Начало года ознаменовалось для бухгалтеров бюджетных предприятий внедрением в учет федеральных бухгалтерских стандартов, распространяющих свое действие только на организации государственного сектора.

Изменения в бухучете с 2018 года – таблица по введенным ФСБУ:

Стандарт Нормативный документ
Стандарт, раскрывающий основы бухучета и отчетности для учреждений в государственном сегменте

Источник: https://spmag.ru/articles/izmeneniya-v-buhuchete-s-2018-goda-tablica

Основные изменения в законодательстве о бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности в 2018 году (введение федеральных стандартов)

ПодробностиПросмотров: 213

с 8 по 13 сентября 2018 года повышение квалификации в Сочи (24 часа)

Информационное письмо и анкета для записи (doc)

Целевая аудитория: руководители и специалисты бухгалтерий и финансовых служб учреждений системы здравоохранения.

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ:

Весна-лето 2018 года. Главные новшества для бухгалтера госсектора. Изменения в нормативном регулировании бухгалтерского учёта государственных учреждений всех типов в 2018 году: Программа разработки и принятия федеральных стандартов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 28.02.2018 №36н). Принятые и утвержденные стандарты.

Методические рекомендации по применению стандартов и применению переходных положений стандартов. Практические вопросы применения стандартов Порядок одновременного применения правил Инструкций по бюджетному учету и положений Стандартов.

Порядок проведения инвентаризации: информация, подлежащая сбору, анализу, сроки проведения, порядок отражения в учете результатов инвентаризации.

Система нормативно-правовых актов ведения бухгалтерского учета.

Положения учетной политики в 2018 году для целей бухгалтерского учета в соответствии с требованиями федерального закона «О бухгалтерском учете» и изменений в Единый план счетов, введением в действие федеральных стандартов учета и отчетности государственного сектора. Изменения в учётной политике учреждения в 2018 году в связи с принятием Федеральных стандартов: Документооборот, рабочий план счетов. Уточнённые требования к учетной политике.

Общие методологические основы ведения учета в 2018 году в соответствии с требованиями Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

Определен порядок увязки норм инструкции и федеральных стандартов. Порядок оценки объектов, полученных при необменных операциях. Принцип осмотрительности – как применять на практике.

Понятие и форма, порядок применения «Профессиональное суждение» с учетом действия федеральных стандартов.

С 8 мая действуют новые редакции Инструкций 157н, 162н, 174н и 183н.

Обзор изменений, вносимых в инструкции 157н, 162н, 174н, 183н, приказами Минфина в конце 2017 года и в марте 2018 года.

Объекты бухгалтерского учёта в учреждении в 2018 году: новые определения активов, обязательств, доходов, расходов. Принципы отражения объектов бухгалтерского учёта на счетах.

Приказ Минфина России от 30.03.

2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Источник: http://vsldpo.ru/obuchenie/povyshenie-kvalifikatsii/366-si18908-1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector