Доначисление налогов организации (уточненка)

Какие проводки нужно сделать при доначислении налогов

Доначисление налогов организации (уточненка)

Источник: журнал «Главбух»

В ходе камеральных проверок налоговики могут выявить какие-либо недочеты и потребовать уплатить недоимку, пени и штрафы.

Что касается выездных проверок, то по итогам практически каждой такой ревизии инспекторы доначисляют налоги.

В этой статье разберем, надо ли подавать уточненки по доначисленным суммам и как правильно отразить их в учете, в том числе когда вы с ними не согласны. И какие проводки на доначисления налога предстоит делать.

Как отражать доначисления в бухучете

Предъявленные компании штрафы и пени, в отличие от недоимки, не являются бухгалтерской ошибкой (п. 2 ПБУ 22/2010).

Их следует признавать новой информацией и отражать в учете по общим правилам, которые установлены в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».

Недоимку по налогу нужно отражать по тем же правилам, по которым компания исправляет ошибки в бухучете (ПБУ 22/2010).

Если недоимка относится к текущему году, то доначислить налог в учете нужно стандартными проводками — так, как вы обычно отражаете начисление налога. Например:

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС на реализацию товаров, работ или услуг.

Возможно, налоговики выявили ошибки за 2014 год и отчетность за этот период еще не подписана. Тогда проводки нужно сделать декабрем прошлого года.

Если руководитель подписал годовую отчетность, то порядок учета зависит от существенности недоимки.

Критерии, по которым ошибка относится к существенным, компании обычно устанавливают в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Малые предприятия вправе любые недочеты исправлять как несущественные (п. 9 ПБУ 22/2010).

Несущественную недоимку отразите записями текущего периода в корреспонденции со счетом 91. Например:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»
— доначислен налог на имущество.

Допустим, сумма налога существенна. Тогда проводки в текущем периоде сделайте в корреспонденции со счетом 84:

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— доначислен НДС.

Пени и штрафы независимо от их существенности учитывайте проводкой:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Пени и штрафы»
— начислены пени и штрафы.

Суммы недоимки, пеней и штрафов, начисленные в результате ревизии, учитывайте на дату вступления в силу решения налогового органа. Напомним, что решение по проверке вступает в силу через месяц после получения его компанией (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Как учитывать доначисления при расчете налога на прибыль

Пени и штрафы к расходам в налоговом учете не относятся. Также на затраты нельзя списать недоимку по налогу на прибыль А вот, например, транспортный или земельный налог можно списать на затраты в текущем периоде на основании решения инспекторов (см. таблицу ниже).

Какие доначисления можно списать в налоговом учете, а какие нельзя

Какой налог доначислен Можно ли включить доначисленные суммы в расходы
Налог на прибыль или упрощенный налог Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)
НДС
Инспекторы начислили налог по реализации товаров, работ, услуг Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ). Но налог, который компания ошибочно не предъявила сверх цены товаров, можно попробовать взыскать с покупателя (постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 декабря 2011 г. № Ф03-6075/2011)
Налоговики сняли вычеты НДС Если компания приняла НДС к вычету неправомерно, включить его сумму в расходы нельзя. Исключение — инспекторы отказали в вычете налога, который относится к необлагаемым операциям. Тогда эту сумму НДС можно отнести на расходы текущего периода. Или включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), если компания еще не учла их в расходах (п. 2 ст. 170 НК РФ)
Инспекторы доначислили суммы налога, которые нужно восстановить В расходы можно включить только налог по товарам, работам, услугам, которые компания начала использовать для необлагаемых операций. Или если компания получила субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога (подп. 2 , 6 п. 3 ст. 170 НК РФ)
Налог на имущество, транспортный или земельный налог Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
НДФЛ Нет, налог нужно удержать из доходов физлица. Если компания не выплачивает физлицу какие-либо суммы, то надо сообщить инспекторам о том, что налог удержать невозможно (п. 5 ст. 226 НК РФ)
Пени и штрафы Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Обратите внимание: если компания применяет кассовый метод, то учесть доначисленные суммы (скажем, транспортный налог) можно только после их фактической уплаты. Аналогичные правила применяются и для компаний на упрощенке, которые платят налог с разницы между доходами и расходами.

Пример: Налоговики провели выездную проверку компании. По итогам ревизии в апреле 2014 года инспекторы доначислили:

— НДС, так как компания в 2011 году занизила налог по реализованным товарам и услугам, а также неправомерно заявила вычеты — в размере 255 000 руб.;

— налог на прибыль за 2013 год в сумме 270 000 руб., поскольку компания учла сверхнормативные затраты на рекламу и представительские расходы;

— пени и штрафы на сумму 152 000 руб.

Компания является малым предприятием и исправляет существенные ошибки в бухучете по тем же правилам, что несущественные. На дату решения по проверке отчетность за 2013 год подписана руководителем компании. Поэтому бухгалтер сделал сдедующие проводки по доначислению налога иотразил начисленные суммы текущим периодом:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 255 000 руб. — доначислен НДС;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 270 000 руб. — доначислен налог на прибыль;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Пени и штрафы»
— 152 000 руб. — начислены пени и штрафы.

В налоговом учете недоимку, пени и штрафы бухгалтер не включал в состав расходов.

Нужно ли подавать уточненки

Уточненные декларации по тем налогам, которые доначислили инспекторы, составлять не нужно (письмо ФНС России от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19576). Эти суммы налоговики отразят в карточке лицевого счета на основании решения по проверке.

Выявленные инспекторами ошибки могут повлиять на расчет других налогов. Но эти корректировки инспекторы обязаны учесть в акте проверки.

Хотя даже если налоговики этого не сделали, компании не требуется корректировать старые декларации, а нужно отражать изменения текущим периодом по общим правилам, установленным в Налоговом кодексе РФ (п. 1 ст. 54).

К примеру, компания ведет деятельность, облагаемую НДС, и льготируемые операции. Налоговики отказали в вычете НДС по товарам, которые относятся к необлагаемым операциям.

Значит, эти суммы компания должна была учесть в стоимости товаров и списать на расходы (п. 2 ст. 170 НК РФ). Поэтому выявленная ошибка привела к переплате налога на прибыль.

Значит, суммы НДС можно включить в текущие расходы на дату вступления в силу решения налоговиков. Сдавать уточненку не нужно.

Если инспекторы доначислили налог на имущество, земельный или транспортный налог эти суммы тоже можно включить в прочие расходы за текущий период, обойдясь без уточненки.

Данные примеры относятся к ситуациям, когда за период ошибки компания получила прибыль.

Чтобы учесть в расходах доначисленные налоги за год, в котором был убыток, чиновники рекомендуют составить уточненку (письмо Минфина России от 15 марта 2010 г. № 03-02-07/1–105).

Ведь исправлять в текущем периоде можно те недочеты, из-за которых образовалась переплата. А в данном случае компания налог в бюджет не платила.

Но это спорно. Недоимку, например по транспортному налогу, компания учитывает в расходах (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Включить суммы налогов в расходы нужно на момент их начисления, то есть на дату вступления в силу решения по проверке (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Поэтому мы считаем, что компания вправе корректировать текущую прибыль, не представляя уточненку.

Когда учитывать доначисления, с которыми компания не согласна

Если вы считаете, что налоговики неправомерно начислили какие-то суммы, можно обжаловать решение инспекторов в УФНС России.

Для этого нужно подать апелляционную жалобу в течение месяца после того, как вы получили решение налоговиков (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Тогда инспекторы не смогут взыскать доначисленные суммы до тех пор, пока чиновники не рассмотрят жалобу.

После того как УФНС признает доначисления или их часть правильными, можете отражать эти суммы в учете.

Допустим, компания не успела составить апелляционную жалобу и подала обычную после вступления в силу решения налоговиков. То есть через месяц после того, как компания получила решение по проверке. Тогда на его основании надо показать недоимку, штрафы, пени в учете. Если УФНС отменит доначисления, то сделайте сторнировочные записи. Излишне перечисленные суммы можно вернуть или зачесть.

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/45886-kakie-provodki-nuzhno-sdelat-pri-donachislenii-nalogov.html

Уточненки во время проверки | Журнал «Главная книга» | № 20 за 2013 г

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 4 октября 2013 г.

Читайте также:  Новые требования к банковской гарантии в 2018 году

Содержание журнала № 20 за 2013 г.

Благодарим О.Н. Гулак, бухгалтера ИП (станица Базковская, Ростовская обл.), за предложенную тему статьи.

Вспомним основные правила подачи уточненки

Представить уточненку вы обязаны, только если выявленные ошибки привели к занижению налоговой базып. 1 ст. 81 НК РФ.

Уточненка сдается по форме, действовавшей в том периоде, за который представляется эта уточненкап. 5 ст. 81 НК РФ.

Если в уточненке сумма налога к уплате увеличится по сравнению с суммой в первоначальной декларации, то с вас могут взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налогап. 1 ст. 122 НК РФ. Но штрафа можно избежать, если вы сдадите уточненкупп. 3, 4 ст. 81 НК РФ:

  • до наступления срока уплаты налога;
  • до того, как узнали о том, что ошибку уже обнаружили налоговики, или о том, что в отношении вас вынесено решение о проведении ВНП за период, в котором допущена ошибка. Но учтите, что в этом случае штраф вам не грозит только при условии, что до подачи уточненки вы заплатите налог и набежавшие пени;
  • после ВНП, но занижение налоговой базы (которое вы исправляете в уточненке) в ходе проверки не было выявлено.

Не забывайте в уточненке на титульном листе ставить номер корректировки. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию: например, вы представили первоначальную декларацию в установленный срок, а уже позже этого срока направили уточненку, но номер корректировки не указали (то есть у вас в соответствующей графе стоит «000»).

К инспектору попадает ваша якобы первоначальная декларация, и он, скорее всего, не будет разбираться в том, что вы просто ошиблись, а оштрафует вас за несвоевременное представление декларациист. 119 НК РФ. В возражениях вы можете описать всю ситуацию и в итоге, возможно, избежите штрафа.

Но согласитесь, проще перед отправкой просто проверить проставленный номер корректировки.

Уточненки с увеличенной суммой налога

Реакция налоговиков на такую уточненку зависит от ситуации.

СИТУАЦИЯ 1. Уточненка представлена до вручения акта камеральной проверки первоначальной декларации.

Обнаружив ошибку в своем учете, не спешите готовить уточненку, отбросив другие дела, — возможно, в ее подаче вообще нет смысла

Сначала напомним, что налоговики проводят камеральные проверки всех деклараций, поступающих в ИФНС. Делают они это в автоматизированном режиме.

Для того чтобы провести камеральную проверку декларации, налоговики не должны выносить никакого решенияп. 2 ст. 88 НК РФ.

При этом если в ходе КП инспекторы не выявят у вас каких-либо нарушений, то и акта по итогам этой проверки тоже не будетп. 1 ст. 100 НК РФ.

А какие-либо пояснения или документы у вас могут запросить, только еслипп. 3, 6, 7, 8 ст. 88 НК РФ:

  • в ваших декларациях обнаружены ошибки;
  • вы заявили НДС к возмещению;
  • вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • вы должны были представить подтверждающие документы вместе с декларацией, но не сделали этого.

Теперь о нашей ситуации. С момента представления уточненки КП первоначальной декларации прекращается и начинается КП уже уточненной декларациип. 9.1 ст. 88 НК РФ; п. 3.7 Письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (далее — Письмо ФНС).

Если перед подачей этой уточненки вы доплатите налог и заплатите пени, то, если налоговики попытаются вас оштрафовать, требуйте освобождения от наказанияподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ.

Некоторые организации, обжалуя решение о наложении штрафа, ссылаются на незаконные действия налоговиков при проведении КП. Но порой доводы организации — лишь заблуждение. В качестве примера можно привести следующее.

В ходе КП уточненной декларации налоговики использовали материалы (ответы по «встречкам», пояснения и т. п.), полученные в ходе проверки первоначальной декларации. На самом деле инспекторы имеют на это полное правоп. 9.1 ст. 88 НК РФ.

Причем если уточненка отправлена по почте, то датой ее представления считается день отправкип. 4 ст. 80 НК РФ. Но инспекторы вправе проводить мероприятия в отношении первоначальной декларации и после этой даты, вплоть до получения уточненкип. 3.6 Письма ФНС.

Допустим, уточненную декларацию по НДС за II квартал 2013 г. вы отправили по почте 30 августа, а в ИФНС она поступила 9 сентября. Следовательно, все мероприятия, проводимые налоговиками в рамках КП первоначальной декларации до 9 сентября, будут законными.

СИТУАЦИЯ 2. Уточненка сдана в ходе ВНП до получения вами актап. 3.5 Письма ФНС.

Источник: http://GlavKniga.ru/elver/2013/20/1224-utochnenki_vremja_proverki.html

Доначисление налогов организации

Налоговые органы имеют право на доначисление налогов при наличии соответствующих оснований. Часто доначисление проводится в рамках проверки. Оно предполагает увеличение суммы налогов относительно той суммы, которая изначально была указана плательщиком. Представители фирмы в этом случае должны оплатить недоимку.

Основания для доначисления

ФНС разместила письмо №БС-4-11/20019@ «О налогообложении» от 16 ноября 2015 года. Этот нормативный акт разъясняет основания доначисления. В частности, платежи могут быть увеличены тогда, когда налоговая установила и доказала факт получения плательщиком доходов, не указанных в декларации. Представители ФНС также должны найти источник поступления дохода, его вид и время получения.

Рассмотрим другие основания доначисления:

  • Обнаружение налоговой выгоды, достигаемой через дробление бизнеса.
  • Образование подконтрольных ЮЛ.
  • Бухгалтер допустил ошибку при расчете налогов.

Доначисление выполняется тогда, когда фактически лицо должно уплатить большую сумму налогов, чем нужно.

Как оплатить доначисленные налоги

Рассмотрим пример уплаты доначисленных налогов, если они начислены в ходе выездной проверки. Необходимо составить платежное поручение на перечисление налогов. Заполняется оно на основании Приложения №2 к Приказу Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. В частности, плательщику нужно правильно заполнять поля:

  • В поле 104 нужно прописать код бюджетной классификации. Коды утверждены Приказом Минфина №150н от 30 декабря 2009 года. Если это поручение на уплату налогов, нужно указать код 182 1 01 01011 01 1000 110.
  • В поле 106 нужно указать основание платежа.
  • В поле 107 указывается периодичность оплаты налога.
  • В полях 108 и 109 прописываются реквизиты документа, на основании которого совершается платеж.
  • В поле 110 указывается вид платежа. Если это перечисление налога, нужно прописать «НС».

Нужно помнить, что обязанность плательщика – это не только уплата доначисленного налога, но и отражение операций в учете.

Бухучет доначисления

Доначисление налога на прибыль возможно при наличии этих обстоятельств:

  • Занижение доходов предпринимателем.
  • Завышение трат.
  • Наличие ошибок в декларации.

Если занижение трат произошло в предыдущем периоде, предпринимателю не нужно подавать уточненную декларацию. За него это сделает сама налоговая. В частности, представители органа выполняют доначисление суммы, а затем отражают ее в карте учета расчетов.

Иногда возникает потребность в аннулировании трат не только в бухучете, но и в налоговом учете. Рассмотрим пример. В бухучете нынешнего года требуется отразить прибыль предыдущих периодов. Создается постоянная минусовая разница.

К СВЕДЕНИЮ! В большинстве случаев изменения в бухучете не влекут за собой корректировки в учете налогообложения.

Пример

В 2015 году фирма прошла через контрольное мероприятие. Было обнаружено, что в 2014 году субъект сотрудничал с несуществующими поставщиками. Произошло снятие сумм оплаты за товар в объеме 65 000 рублей.

На основании этой суммы произошло доначисление налога на прибыль в размере 13 000 рублей (65 000 * 20%). В процессе выездной проверки обнаружено также необоснованное увеличение амортизации на сумму 14 000 рублей.

И по этому направлению произошло доначисление на 2 800 рублей.

Бухгалтер в 2015 году выполняет эти записи:

  • ДТ99 субсчет «Убытки предыдущих периодов» КТ68. Доначисление налога. Первичка: акт выездной проверки.
  • ДТ02 КТ91. Фиксация прибыли в размере 14 000 рублей предыдущих периодов, обнаруженная в нынешнем периоде.
  • ДТ99 КТ68. Условный расход в размере 2 800 рублей.
  • ДТ68 КТ99 субсчет «ПНА». Фиксация ПНА.
  • ДТ99 КТ68. Доначисление налога за предыдущий год.

Корректировка доходов выполняется по той же схеме, что и корректировка трат.

Доначисление НДС

Ситуация с доначислением НДС довольно неоднозначна. В законе нет точных указаний по поводу того, где фиксируются доначисленные суммы НДС. Однако существуют некоторые рекомендации.

В частности, доначисление НДС нужно отражать в расходах исключительно при наличии этого обстоятельства – сумма доначисления образует начальную стоимость продукции или услуг (статья 170 НК РФ), но она была принята к вычету по ошибке.

Когда получен акт проверки, суммы отражаются в себестоимости, если они уже участвуют в определении налога на прибыль (основание – письмо Минфина №03-07-11/222 от 7 июня 2008 года).

Во всех прочих обстоятельствах доначисленный НДС в траты не включается. Основание – подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В ней указано, что нельзя принимать к расходам налог, который был предъявлен покупателю. Однако существует и альтернативное мнение.

В частности, НДС можно включить в прочие траты по производству и продаже, которые сокращают базу (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ). В частности, этой позиции придерживаются некоторые суды.

Пример – постановление ФАС №А32-5096/2007-12/27 от 10 августа 2009 года.

Читайте также:  Налог на имущество свердловская область: 2018, для физических и юридических лиц

Если человек не желает вступать в конфликты с налоговой, то не стоит включать доначисление НДС в расходы. Отражается только постоянное обязательство.

Что делать, если была доначислена большая сумма налогов

Представители государственной структуры выполняют доначисление по итогам установления верности назначения цен по сделкам. Доначисление выполняется только тогда, когда цена сделки отклоняется от расценок на рынке более чем на 20%.

При увеличении суммы налогов представители налоговой должны руководствоваться статьей 40 НК РФ. Это статья, которая устанавливает принципы определения стоимости товаров и услуг. В этом нормативном положении указаны основания доначисления. В частности, это процент отклонения от рыночных цен.

Если предприниматель не согласен с доначислением, он может оспорить решение на том основании, что представители нарушили положения статьи 40 НК РФ.

К примеру, часто нарушается пункт 3 статьи 40 НК РФ. В этом случае налоговики не устанавливают рыночные цены. При перерасчете налога применяется показатель себестоимости.

Подобное решение признается незаконным (пункт 4 Письма Президиума ВАС №71).

Судебная практика

Налоговики обратились в суд с иском о взыскании недоимки. Последняя сформировалась по итогам занижения налоговой базы. Однако организация не признала своей вины. Обосновала она свою позицию тем, что налоговики неправильно использовали положения статьи НК РФ. Из-за этого произошел необоснованный перерасчет объема налогов.

Арбитражный суд встал на сторону организации.

Обосновал он свое решение тем, что за месяц, в котором налоговики обнаружили занижение цен, наблюдался разброс цен.

То есть установить среднюю рыночную стоимость сложно. Суд установил, что налоговики нарушили пункт 3 статьи 40 НК РФ, так как показатели уровня рыночных цен не анализировались.

А потому требования истца были отклонены (пункт 5 письма Президиума ВАС №71). Имеет смысл проанализировать это судебное решение. Для отстаивания своей позиции имеет смысл апеллировать к нарушению НК РФ. Если человек не ориентируется в законодательстве, рекомендуется обратиться за анализом ситуации к юристу.

Источник: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/donachisleniye-nalogov-organizacii/

Уточненная декларация после выездной проверки: позиция ВАС РФ нуждается в корректировке

В новом номере журнала «Налоговед» №9 за сентябрь 2016 года была опубликована статья генерального директора ООО «Национальная юридическая компания «Митра» Юрия Мирзоева.

Уточненная декларация после выездной проверки: позиция ВАС РФ нуждается в корректировке

Принимая решение по выездной проверке без учета поданной уже после завершения контрольных мероприятий уточненной налоговой декларации, налоговый орган лишает налогоплательщиков части прав. Суды эти права не восстанавливают, ссылаясь на позицию ВАС РФ.

Через два года после объединения высших судов градус дискуссии, развернувшейся вокруг упразднения ВАС РФ, стал значительно ниже.

Юридическое сообщество постепенно свыклось с мыслью о единой судебной инстанции, тем более что слияние не привело к революционным преобразованиям в сфере экономического правосудия.

Верховный Суд РФ не спешит менять сложившуюся практику разрешения налоговых споров, хотя оправданность некоторых сформированных Высшим Арбитражным Судом РФ правовых позиций вызывает вопросы.

К одной из таких позиций можно отнести выводы ВАС РФ о том, как должен поступить налоговый орган, если налогоплательщик подал уточненную декларацию после завершения выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней. Свою точку зрения Президиум ВАС РФ сформулировал в Постановлении по делу ООО «Дирол Кэдбери»1. Это решение предопределило практику нижестоящих судов по аналогичным спорам.

Правовая позиция ВАС РФ

В Постановлении Президиума ВАС РФ отмечено, что Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки этого периода.

Если уточненная декларация представлена после окончания проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия контроля2 либо, вынося решение без учета уточненной декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Наделив в рассматриваемом случае налоговые органы правом выносить решение по проверке, не учитывая уточненных сведений, Президиум ВАС РФ допустил катастрофическую ошибку, которая, как показывает практика, фактически лишила налогоплательщиков части прав, предусмотренных НК РФ.

Суд не обратил внимания на то, что законодательство не предоставляет налоговому органу право игнорировать содержание уточненной декларации, даже если она представлена налогоплательщиком уже по завершении выездной проверки, но до принятия решения по ней.

С момента ее представления заявленные в ней сведения считаются достоверными до тех пор, пока налоговой проверкой не будет установлено иное.

Более того, если инспекция так и не назначит проведение дополнительных мероприятий контроля или выездной (либо камеральной) проверки уточненной декларации, обязательства налогоплательщика будут считаться равными той сумме, которую он указал.

Арбитражная практика

Опираясь на правовую позицию Президиума ВАС РФ, суды не усматривают нарушения закона в принятии налоговым органом решения по выездной проверке без учета данных представленной по ее завершении уточненной налоговой декларации и фактически отказывают налогоплательщикам в реализации права на уменьшение налоговой базы охваченного проверкой налогового периода на сумму убытков прошлых лет и расходов по налогу на прибыль в случаях, когда они отражались в подобных декларациях.

В этом отношении показательно дело ОАО «Нурэнерго»3.

По состоянию на 1 января 2007 г. у Общества по деятельности прошлых лет был убыток в размере 2 243 065 000 руб., подтвержденный налоговыми органами в ходе выездной проверки за 2004–2006 гг. Инспекция провела проверку Общества за 2007 г.

В акте проверки предложено доначислить 60 505 915 руб. налога на прибыль, 12 370 528 руб. пеней, 11 999 467 руб. штрафов и уменьшить полученные Обществом убытки за 2007 г.

(налог на прибыль по первоначальной декларации за указанный год был равен 0 руб.).

Вместе с возражениями на акт выездной налоговой проверки Общество представило в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2007 г. и письмо с просьбой направить часть убытков прошлых лет (за 2004–2006 гг.

) на погашение доходов, доначисленных за указанный год. При этом убытки прошлых лет в первоначальной декларации за 2007 г.

не заявлялись по причине, согласно данным налогоплательщика, убыточности деятельности в названном году.

Вынося решение по результатам проверки, инспекция сумму убытка по уточненной декларации не учла и налог не уменьшила.

Рассмотревший дело по правилам суда первой инстанции апелляционный суд, сославшись на Постановление Президиума ВАС РФ, счел такой подход налогового органа правомерным.

Окружной суд признал кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению. Коллегия судей ВАС РФ оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора не нашла.

Из недавних споров стоит отметить дело ЗАО «Научно-производственное объединение „Ирион“»4.

Суды трех инстанций, также сославшись на подход Президиума ВАС РФ, пришли к выводу, что налоговый орган вправе принять решение по выездной проверке, не учитывая данных представленной после ее завершения, но до принятия решения по ней уточненной налоговой декларации.

Отказывая в передаче жалобы налогоплательщика Судебной коллегии по экономическим спорам, ВС РФ не подверг сомнению ссылки нижестоящих судов на Постановление Президиума ВАС РФ и фактически подтвердил актуальность рассматриваемой правовой позиции.

Неправомерность подхода налоговых органов и судов

Во-первых, принятие решения по итогам выездной проверки без учета уточненной налоговой декларации лишает налогоплательщика возможности перенести убытки или заявить дополнительные расходы в периоде, охваченном проверкой. Более того, ОАО «Нурэнерго», например, вовсе не могло воспользоваться правом переноса убытков прошлых лет.

Поскольку деятельность Общества за все время его существования была убыточной, реализовать право на уменьшение налоговой базы на сумму убытков прошлых лет оно могло только в периоде доначисления налога по итогам проверки.

Иными словами, тогда, когда полученные им доходы превысили величину произведенных расходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль организаций.

Во-вторых, если решение по проверке вынесено без учета уточненной декларации и доначислены налог на прибыль, пени и штрафы, налогоплательщик будет вынужден оплатить эти пени и штрафы, даже когда по итогам повторных выездных (или камеральных) проверок подтвердятся данные, заявленные в уточненных декларациях.

В-третьих, по смыслу сформулированного Президиумом ВАС РФ подхода принятие решения в подобных случаях должно сопровождаться назначением повторной проверки в части уточненных сведений. Однако такое назначение – право налогового органа.

В связи с этим не исключена ситуация, когда налоговый орган вынес решение по проверке, не принимая во внимание показателей уточненной декларации, а повторная проверка этой декларации не назначена, содержащиеся в этом документе данные проигнорированы.

Некоторые суды, установив факт принятия решения по итогам выездной проверки без учета уточненной налоговой декларации и без назначения в последующем повторной проверки, признают такое решение недействительным5. Но и такой, во многом формальный подход нельзя признать отвечающим букве закона.

Налоговое законодательство не предоставляет контролирующему органу право оставлять без внимания содержание поданной уточненной декларации вне зависимости от того, будет или нет в дальнейшем назначена повторная выездная проверка. В силу прямого указания закона (ст.

 80 НК РФ) действия налогового органа, отказавшего в принятии декларации либо проигнорировавшего ее содержание, неправомерны независимо от времени ее представления.

На наш взгляд, сформулированный Президиумом ВАС РФ подход абсолютно недопустим. В противном случае, не учитывая показателей поданной после окончания проверки, но до принятия решения по ней уточненной декларации, инспекция фактически принимает решение без установления действительных обязательств налогоплательщика6.

Выход из ситуации

В подобных случаях налоговый орган вправе пойти по одному из трех возможных путей:

— на основании пункта 6 статьи 101 НК РФ проверить правильность данных, приведенных в уточненной декларации (назначить дополнительные мероприятия налогового контроля), и после их проверки принять решение по выездной проверке с учетом оценки показателей уточненной налоговой декларации (с учетом оценки правомерности переноса налогоплательщиком убытков прошлых лет, заявления новых расходов, вычетов и пр.);

— принять решение по результатам выездной проверки с учетом показателей уточненной налоговой декларации без их дополнительной проверки (например, если приведенные в уточненной декларации данные ранее уже были проверены налоговым органом в ходе иных контрольных мероприятий);

— принять решение по результатам выездной налоговой проверки с учетом показателей уточненной декларации без их дополнительной проверки и назначить повторную выездную (либо камеральную) проверку уточненных сведений по основанию, предусмотренному абзацем шестым пункта 10 статьи 89 либо пунктом 2 статьи 88 НК РФ.

Любой из предложенных вариантов не приведет к ограничению прав налогоплательщика на представление уточненной декларации и перенос убытков прошлых лет, заявление новых расходов и пр.

, а также исключит необоснованное привлечение хозяйствующего субъекта к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, это не лишит государство возможности обеспечить свои фискальные интересы, если уточненная декларация будет подана безосновательно.

Читайте также:  Налоговый вычет нерезиденту в 2018 году: особенности получения

ВC РФ необходимо скорректировать правовую позицию, сформулированную в Постановлении, поскольку допущенная Президиумом ВАС РФ ошибка и сейчас воспроизводится налоговыми органами и судами.

А это приводит к лишению налогоплательщиков части фундаментальных прав, предусмотренных НК РФ.

Есть также все основания полагать, что Постановление будет и далее крайне отрицательно сказываться на налогоплательщиках и на развитии налогового права в России.

Текст статьи опубликован в выпуске «Налоговед» по ссылке. 

Источник: http://mitralaw.ru/analitika/nalogi/utochnennaya-deklaratsiya-posle-vyezdnoy-proverki-pozitsiya-vas-rf-nuzhdaetsya-v-korrektirovke/

prednalog.ru

Как отразить в учете и декларации доначисление налогов, пеней и штрафов? Этот вопрос волнует всех бухгалтеров, поскольку с данной темой приходится сталкиваться довольно часто.

Рассмотрим тему доначисления налогов по итогам проверки для компаний на общем режиме. В принципе, большой разницы при доначислении налогов на спецрежимах нет, вопрос только в налоге на прибыль и отложенной разнице.

Как отразить в учете пени и штрафы?

На основании акта проверки налоговики выставляют штрафы и пени. Данные санкции отражаются проводкой

Д-т 99 К-т 68

В какой момент отражаются штрафы и пени в учете? Проводку делаем в периоде подписания решения по налоговой проверке.

Ни штрафы, ни пени в данном случае не уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому они всегда формируются за счет чистой прибыли компании (пп. 2 ст. 270 НК РФ). А поскольку данные суммы в расходах не учитываются, то разницы между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

Пример 1.

В апреле 2014 года налоговики приняли решение по проверке, на основании которого ООО «Круиз» было оштрафовано по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2013 году на сумму 13 845 рублей. К тому же компании были начислены пени в сумме 2465 рублей.

В апреле бухгалтер сделал проводки:

Д-т 99 «пени и санкции» К-т 68 = 13 845 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;

Д-т 99 «пени и санкции» К-т 68 = 2465руб. — начислены пени

Как правильно доначислить налог?

Что такое доначисление налога? По сути, это ошибка бухгалтера. Следовательно, ее нужно исправлять в отчетности того периода, к которому они относятся.

При обнаружении ошибки за текущий год, налоги доначисляются на дату решения по проверке.

Если ошибка найдена при начислении налогов за прошлый год, а баланс еще не утвержден, то доначисление нужно сделать в декабре прошлого года.

Особое внимание стоит обратить на доначисления налогов за прошлые периоды, по которым отчетность уже сдана. Здесь все зависит от того, является ли сумма существенной или нет.

Несущественные ошибки отражают на дату обнаружения (решения по проверке). В бухгалтерском учете такие ошибки трактуются как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде. Их отражают проводкой.

Д-т 91 (Д-т 99 при доначислении налога на прибыль) К-т 68

Для существенных ошибок другое правило. Их отражают проводкой

Д-т 84 К-т 68

К тому же, необходимо пересчитать показатели прошлых лет в текущей отчетности. Данный вывод следует из ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Рассмотрим более подробно, как делать исправления в отчетах по конкретным налогам, поскольку для каждого налога есть свои особенности.

Доначисление налога на прибыль

Доначисление налога на прибыль может произойти только в двух случаях: либо вы занизили доходы, либо завысили расходы, соответственно при обнаружении ошибок, вам следует либо показать доходы, либо уменьшить затраты.

Если вы занизили затраты в прошлом налоговом периоде, то исправлений в налоговом учете за текущий год делать не нужно. Подавать уточненную декларацию вам не нужно – по результатам проверки инспекторы сделают это сами: доначислят сумму налога и отразят ее в карточке учета расчетов с бюджетом.

Некоторые расходы необходимо аннулировать не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете. К таким расходам, например, можно отнести неправильное начисление амортизации. В этом случае в бухгалтерском учете за текущий год необходимо отразить прибыль прошлых лет. К тому же в учете образуется постоянная отрицательная разница, в результате чего формируется постоянный налоговый актив (ПНА).

Изменения одновременно в бухучете и налоговом учете случаются нечасто. Иногда суммы уменьшаются лишь в налоговом учете. Например, к ним можно отнести оплаты нереальным поставщикам, которых инспекторы посчитали фирмами-однодневками. Тогда в бухучете никаких изменений не будет.

Пример 2.

В 2014 году у ООО «Ксенон2» была выездная налоговая проверка.

В результате чего инспекторы посчитали, что компания в 2013 году работала с нереальными поставщиками, и сняли их суммы оплаты за продукцию в размере 65 000 рублей.

По этой сумме был доначислен налог на прибыль 65 000* 20% = 13 000 рублей.
К тому же, было выявлено явное завышение амортизации на сумму 14 000 рублей. По данному нарушению была начислена сумма

14 000 * 20% = 2800 рублей.

Для ООО «Ксенон2» данные затраты оказались несущественными. Следовательно, бухгалтер по результатам ревизии в 2014 году делает проводки:

Д-т 99 субсчет «убытки прошлых лет» К-т 68 = 13 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2014 год на основании акта проверки;

Д-т 02 К-т 91 = 14 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

Д-т 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» К-т 68 = 2800 руб. (14 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;

Д-т 68 К-т 99 субсчет «ПНА» = 2800 руб. (20 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;

Д-т 99 субсчет «убытки прошлых лет» К-т 68 = 2800 руб. — доначислен налог на прибыль за 2013 год по результатам проверки;

При корректировке доходов, нужно придерживаться таких же правил, как и при корректировке расходов. В налоговом учете никаких изменений не будет, соответственно, подавать «уточненку» не нужно.

Если в бухучете вы занизили доходы, то в текущем периоде нужно показать прибыль прошлых лет и отразить постоянный налоговый актив (ПНА). В случае, когда в бухгалтерском учете вы все отразили верно, в текущем периоде корректировки делать не нужно.

Схема корректировки и проводки по налогу на прибыль

Налоговые доначисления НДС

Что касается НДС, то здесь ситуация двоякая. Закон не дает четкого ответа на вопрос, куда включать суммы НДС, доначисленные по результатам проверки.

Источник: http://prednalog.ru/donachislenie-nalogov-provodki-otchetnost-nalogovyie-aktyi-proverki/

Уточненная декларация по налогу на прибыль: основные нюансы

Статья была в первые опубликована в журнале
«Бухгалтерия: просто, понятно, практично» № 5, сентябрь 2011 

www.ibuh.ru

Автор: Татьяна Лобко Директор Департамента бухгалтерского, налогового и правового консалтинга группы компаний «ВнешЭкономАудит»

В каких случаях нужно подать уточненную декларацию

Причин подачи уточненной декларации может быть очень много, например бухгалтер самостоятельно обнаружил ошибку или ему на нее указали аудиторы.

Ошибка может быть выявлена и руководителем, если в его должностные обязанности входит контроль учета и налогообложения.

Важно зафиксировать то, как именно была обнаружена ошибка, можно указать в пояснительной записке к уточненной декларации либо составить докладную, так как данная информация имеет существенное значение.

Возникает вопрос — а какие последствия ждут организацию при подаче «уточненки» с суммой к доплате или возврату (зачету)?

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет.

Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен.

Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена (п. 1 ст. 81 и п. 1 ст. 54 НК РФ).

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки (п. 6 ст. 81 НК РФ).

Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:

– подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать);– исправить ошибку, пересчитав налоговую базу и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка или нет;

– не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).

Это следует из положений абз. 3 п. 1 ст. 54 и абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ и письма ФНС России от 11.03.11 № КЕ-4-3/3807.

Некоторые особенности имеет порядок исправления ошибок в декларациях по налогу на прибыль за те налоговые периоды, в которых у организации сложился убыток.

Источник: http://www.ural-audit.ru/press_center/publikacii-specialistov-v-smi/utochnennaja-deklaracija-po-nalogu-na-pribyl-osnov/

Ссылка на основную публикацию